Академические возражения

Академические возраженияВо всех академических возражениях Гуссерлю меня удивляет одно: неужели автор серьезно думает, что Гуссерль не предусмотрел их элементарных возражений: тычут ручками в чернильницу и кричат: это же мое представление, отвернусь или поумнею — будет выглядеть иначе: рассказывают про свои сновидения: верят, что бытие есть истина; что человек — человек, а потому не может обладать истиной и пр., и пр.

Спустившись в долину, Шестов счел нужным рассказывать сказки 1001 ночь, но я недоумеваю, от какого Сулеймана он спасает таким образом свою жизнь?

Тот, кому пришлось бы писать историю русской философии, должен был бы отметить своеобразное у нас положение философии на юридическом факультете и своеобразие философских трудов, выходящих из-под пера философов — юристов. Первое, чисто внешнее, что здесь бросается в глаза — своеобразный риторский стиль этих сочинений и большое философское дилетантство. Вглядываясь глубже в эту литературу, можно заметить, что эти внешние особенности проистекают из некоторых глубже лежащих мотивов. С одной стороны, «юридическая» философия в своих естественных вопросах о философии права, государства, нравственности усваивает тенденцию решать и чисто философские вопросы под углом зрения Практики жизни; здесь господствует уверенность, будто философия нуждается в таком практическом оправдании, и будто только через это она сама приобретает свою верховную ценность. Понятно, что некоторая приподнятость и напыщенность стиля, — может быть, влияние уже не академической трибуны, — является лишь внешним выражением такого утилитарного отношения к чистой мысли. Нельзя не видеть в этом же обстоятельстве источников также отмеченного дилетантизма: сама философия ведь играет тут роль только средства для более возвышенных целей праксиса, — все равно, как в духовно-академической философии проблемы философии всегда выступают в свете богословия, в юридической философии они выступают в свете поведения. С другой стороны, само это дилетантство вызывает неутолимое стремление реформировать философию или, по крайней мере, истолковывать ее в направлении служения этим почтенным целям. Далекие от строгих методов исторического филологического изучения философии в ее истории, философы-юристы легко вводят свою терминологию, не считающуюся с традицией, хотя нередко покрывающую давно известные идеи, или, по-своему толкуя готовую терминологию, делают открытия в истолковании старых авторов.

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.