Антропоморфические толкования
Но что же такое свойство? Если отбросить старые антропоморфические толкования, то окажется, что свойство есть не что иное, как обобщение, делаемое нами на основании фактов, оно имеет реальность только в нашей мысли, является Формой нашего восприятия; объективно никаких свойств и сил современная наука не признает, и, стало быть, утверждение, что мысль — свойство материи, бессмысленно. Говорят еще, мысль есть функция мозга. Если исключить все недоразумения, порождаемые этой формулой, то ее надо понимать в том смысле, что физическое Порождает психическое, является его Причиной. Если мы обратимся к современному естественнонаучному объяснению причины, то найдем, что причинной связью в мире физическом оно признает превращение одного рода энергии в другой. Если же, по мнению материалистов, физическое порождает психическое, то, очевидно, в действии физического наступает некоторый перерыв, после которого это действие опять почему-то возобновляется. Такое объяснение явно противоречит основному положению физики о сохранении энергии, по которому энергия не может возникнуть из ничего и превратиться в ничто. Очевидно, и эта формула материалистов не выдерживает критики.
Наконец, материализм должен совершенно потерять всякий кредит, если его подвергнуть критике с точки зрения дисциплины, стоящей на страже всякого знания: теории познания. Данные современной науки доказывают с полной убедительностью, что звук и цвет для нас существуют только постольку, поскольку в нас есть ощущение звука и цвета, ощущение же есть процесс психический и, следовательно, звук и цвет имеют существование только субъективное. «Свет есть только тогда свет, — говорит Гельмгольц, — когда он действует на видящий глаз: без него это есть лишь колебание эфира». Анализ пространства и времени также показывает нам, что как одно, так и другое не имеют абсолютного существования, зависят от субъекта и им обусловливаются. Вне сознания, объективно, ни времени, ни пространства нет. Но возникает вопрос, откуда у нас берется различение субъективного и объективного? Первоначальное сознание этого представления не имеет, только в своем развитии оно приходит к понятию субъекта и объекта путем дифференциации содержания сознания.