Автономия разума

Автономия разумаК этому пришел Джоберти, но, как и следует ожидать от того, кто отрицает автономию разума и подчиняет философию богословию, он с этого и начинает. Своеобразно же, поэтому, сам Эрн понимает задачи философии, когда он, только представляя Джо — берти своему читателю, уже говорит о нем: «Джоберти возвращает нас к большому, “царскому” пути вселенских философских исканий» . «Царского» пути в философии вообще нет, но, между прочим, есть пути Клерикальные, — не точнее ли было бы именно так и назвать путь Джоберти? Эрн — знаток философии Джоберти, но сам Джоберти, думается мне, лучше понимал себя, и он прямо говорит: «Тот, в ком католическая религия вызывает отвращение и гнев, хорошо сделает, если обратится к другим, и не будет читать моего сочинения» . Нужно, следовательно, знать, как Джоберти относится к католичеству и как он его понимает, чтобы понять его самого. Для того, чтобы представить читателю Джоберти в его истинном виде, приведу несколько цитат из того же Proemio.

«Истина сама по себе — едина, неизменна, неделима. Католицизм, будучи истинным моральным и религиозным совершенством, обладает теми же качествами; настолько, что от него ничего нельзя отнять, и к нему ничего нельзя прибавить, не разрушая его. Тот, кто верил бы в поучения церкви с совершенной верой, за исключением одной-единственной статьи, не был бы больше католиком, чем тот, кто отверг бы все учение» . Истина католицизма санкционирует, однако, не только мораль и веру, но также знание и философию. «Во всяком случае, — говорит он, — я считаю католическую религию не только допустимым учением, по благосклонной снисходительности современных эклектиков, но единственным учением, имеющим научную ценность в материях спекулятивных, единственным философским учением, единственным, что может способствовать гражданскому прогрессу; и я далек от того, чтобы считать принципы старой теологии устаревшими, использованными и исчерпанными, я считаю их более новыми, более свежими и более плодотворными, чем те теории, которые помечаются годом, в котором они зарождаются» . Философия, по Джоберти, иначе не возможна, как на основе религии: «Философия, — провозглашает он, — не возможна, если она не основывается на религии и не руководится ею; религия — основание, она же и кровь строения» . Теперь не покажется неожиданным и то определение цели философии, которое мы находим у Джоберти: «Истинная философия имеет целью Открыть научно Бога, примирить через посредство знания дух с религией, и ее можно определить, как Восстановление божественной идеи в науке».

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.