Центр тяжести

Центр тяжестиЦентр тяжести гносеологической проблемы составляет вопрос об отношении Субъекта познания К объекту его. До Канта на этот счет существовало Две точки зрения, из которых одна утверждала, что Субъект есть зеркало, в котором вещи отражаются так, как они суть — это точка зрения Наивного реализма; другая, напротив, утверждала, что весь внешний мир есть Продукт одного субъекта — это точка зрения того идеализма «от элеатской школы до епископа Беркли», против которой с такой силой Восставал Кант. Кант своей критикой разрушил обе теории. Он ясно показал, что никакое познание невозможно без Наличности субъекта и объекта. Познание есть продукт Одного и другого. Это понятия Соотносительные. Как не может быть Сына без отца, а Отца без сына, так объект познания невозможен без субъекга его. Это объясняет то Заявление Канта, которым он начинает «Критику чистого разума», что «всякое наше познание начинается с Опытом», т. е. с того момента, когда Субъект приходит в соприкосновение с объектом. Немного ниже Кант Добавляет: «Но если все наше познание Начинается с опытом, то Не все оно возникает из опыта». Это значит, есть такие Элементы познания, которые Привносит сам познающий субъект; он Не может на основании их одних создать какое-либо научное построение, они Обнаруживаются только в опыте. Эти элементы Кант назвал Априорными, не в смысле Происхождения , а в Логическом смысле исключительно.

Эти Априорные элементы, вносимые субъектом во Всякое познание, тем самым являются Общеобязательными и необходимыми. Необходимость и общеобязательность — это Признаки априорного познания. А поскольку познание общеобязательно и необходимо, оно Истинно, объективно истинно. Критерий истины есть невозможность мыслить иначе, чем мы мыслим. Таким образом, Априорное познание безусловно Истинно и объективно, и стало быть, Истина заключается Не вне нас, а внутри нас. Это положение первой важности, в нем и заключается Коперниканство Канта. Как ни парадоксально звучит это на первый взгляд, но это безусловно верно — Критерием объективной истины является ее субъективность.

Похожие записи

  • 23.06.2015 Человеческое сознание В человеческом сознании наряду с Сознанием бытия, того, что есть, есть еще Сознание того, как должно быть, сознание долженствования. То, что есть, починено Закону причинности, каузальной […]
  • 27.06.2015 Определение психологизма Теперь ясна и цитата, приводимая Джоберти—Эрном, я только в ней исправил бы перевод Эрна и вместо «построенные на идее бесконечности», перевел бы буквально: «выведенные из идеи, которую мы […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.