Человеческое сознание

Человеческое сознаниеВ человеческом сознании наряду с Сознанием бытия, того, что есть, есть еще Сознание того, как должно быть, сознание долженствования. То, что есть, починено Закону причинности, каузальной обусловленности, То, что должно быть, Диктуется нашей волей, автономной и свободной. Воля, побуждающая человека к поступкам, руководится Идеей долга. Человек не только поступает, но и оценивает свои поступки. Поступок согласный с велением долга — нравственен, несогласный — безнравственен. Это веление носит характер категорический и безусловный. Должное есть Цель, которую себе ставит человек, и, следовательно, его поступки с точки зрения бытия каузально Необходимые, с точки зрения должного — Целемерны и свободны. Достигая своих Целей, человек никогда не должен пользоваться другим человеком только Как средством, он должен уважать в нем Самоцель. «Хотя Человек достаточно не свят, но Человечество в его лице Должно быть Для него святым. Во всем творении можно пользоваться Только как средством всем, чем угодно, и над чем мы имеем силу; Лишь человек, а с ним всякое Разумное создание, есть Цель в самом себе».

В долге, разумеется, есть Принуждение, но это принуждение не извне, а Автономно, это внутреннее принуждение, Голос совести. Человек руководится в поступках Не склонностями, не соображениями о том, к каким результатам приведет поступок, а исключительно Велением автономной воли. Кант говорит о долге: «Долг Ты возвышенное великое имя, ты не содержишь в себе Ничего излюбленного, что манило бы к себе, но ты требуешь подчинения, хотя и не грозишь тем, что возбуждало бы в душе естественное отвращение и страх Для того, чтобы привести в движение волю; ты только ставишь Закон, который сам собою находит доступ в душу и Против воли возбуждает Уважение к себе ; перед которым смолкают Все склонности, хотя бы они в тайне противодействовали ему..».

Похожие записи

  • 23.06.2015 Сторона исторического материализма Таким образом, эта сторона исторического материализма у него Не отнимается, но есть нечто, что вносит в него еще значительные Добавления. Дело в том, что при анализе социологического […]
  • 29.07.2015 Христианская философия Теперь в свете этого разделения для нас станет ясным отношение Джоберти к различным течениям новой философии. Всю христианскую философию он делит на три эпохи: эпоха Отцов церкви, […]
  • 29.05.2015 Кантовая философия Все, что Не согласовалось с этой теорией, было объявлено Ересью И в особенности Большому презрению был подвергнут Идеализм. В нем видели Реакцию, силу, стремящуюся Морочить голову […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.