Декартовская философия

Декартовская философияПусть Декарт сам называет себя католиком!.. Эрн ссылается на Владимира Соловьева, который пришел «к такому же отрицанию принципов декартовской философии», как и Джоберти, при этом Эрн указывает: «ср. также VIII, 177» . Но именно на этой странице Соловьев доказывает, что методическое сомнение «не есть праздная игра ума», и между прочим, говорит, что «…этим сомнением не только полагается начало философского процесса проверки наших мнений, но и обусловливается желанный конец его, который никак не будет простым возвращением к прежнему верованию, а должен выразиться в новом лучшем понимании мира, не только формально более осмысленном, но и по существу глубоко преобразованном. Я не могу заранее ручаться за такой результат будущей философии, но знаю только, что без предварительного сомнения во всех догматических взглядах он совершенно невозможен». Итак, кому же верить? Или, может быть, Вл. Соловьев также несогласуем с «католическими принципами»?..

Второй аргумент можно формулировать как «первенство метода перед принципами». Не нужно придавать этому аргументу принципиального значения и сопоставлять, например, с новокантианскими тенденциями к панметодизму. Эрн просто, мне кажется, придал здесь большее значение, чем оно того заслуживает, замечанию Джоберти по поводу уже знакомого нам «признания» Кузена. В сущности же речь идет все о том же психологизме Декарта: дух метода отличает Декарта от его предшественников, заявляет здесь Кузен. — В чем состоит этот метод? В «анализе мысли», — отвечает Кузен. Упрекать Декарта в психологизме, разумеется, не трудно. Но вопрос этот не так прост, и тут Эрну представлялся прекрасный случай обнаружить свою компетенцию историка философии, показав, чтб есть, в самом деле, психологизм, и в каких пределах вообще имеет смысл говорить о психологизме Декарта. Эрн утверждает, что «у Джоберти был несомненный дар особого эйдетического зрения» . Но как же тогда проницательный Джоберти не доглядел, что в cogito Декарта наряду с психологизмом есть утверждение подлинного эйдетического начала данных сознания? Откуда у самого

Похожие записи

  • 02.07.2015 Современные философы Именно, Джоберти упрекает современных философов в том, что они вместо того, чтобы выводить метод из принципов, хотят вывести принципы из метода, каковая ошибка, по его мнению, идет от […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.