Достаточное основание

Достаточное основаниеВ конкретном применении к Джоберти это значит: пока он говорит о творении, как о причинности в мире «сверхумопостигаемого», тут ему и книги в руки, — Иегова ли или Элогим, — это в конце концов может быть даже интересно. Но при чем здесь «достаточное основание» и «закон причинности»? А если Бог создал мир, не имея к тому достаточного и разумного основания, и вопреки всякому закону причинности, действительно, Из ничего, — на то Его святая воля, но из этого не следует, что наш мир нужно толковать по образу Божественного каприза. Да и как мы можем пользоваться этим образцом или «идеальным типом»? Прежде всего, он «непознаваем», но допустим, что все происходило так, как рассказывает Моисей, а за ним Джоберти. Тогда мы признаем, что воля Бога всемогуща, — захотел и все сделано, — но какой же это для нас «идеальный тип», когда и волосы на нас растут помимо нашей воли? «Силу» и «причину» мы должны, по Джоберти, мыслить не по типу, предлагаемому Лейбницом и Мен-де-Бираном, а по типу, предлагаемому Моисеем, — если таково наше Первое понятие о причине, то почему так чуждо земным делам пресловутое ex nihilo? Творение и причина — вещи от начала до конца разные. То же относится к закону разумного достаточного основания. В аспекте творения мир создан самым сверхразумным образом, но даже самый божественно настроенный человек не найдет достаточного основания в том, что «сотворенные существования» болеют или что для того, чтобы обладать св. Софией, нужны кровавые гекатомбы. Еще в другом отношении наша причинность обладает признаками, которых нет в божественном творении: Джоберти нам рассказывает, согласно с иудейско-христианской традицией, что творение относится к Сущности Бога, т. е. выходит, и хотел бы не творить, да не может. В этом единственно, по-видимому, Его воля ограничена. «Сотворенные духи» тут свободнее: не все мы можем причинить, но, если захотим, то кой от чего и воздержимся. — Итак, может быть, и Лейбниц не прав, может быть, и Мен — де-Биран не прав, но Джоберти, утверждая, что «протипом идеи силы» является творческий акт Бога, сказал просто нелепость.

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.