Дух философии

Дух философииДопустим, что, действительно, положение Небытие не обладает свойствами = Сущее есть, тогда, по Джоберти, бытие Сущего, т. е. Бога, должно определяться, как essere, а бытие «я» определяется как existere, — какую же цену имеет весь силлогизм? Как Логически перейти от абсолютного бытия к бытию действительному? По пути этого перехода неизбежно встретятся все те затруднения, с которыми так тщетно боролся рационализм, например, у Спинозы. В итоге, более все-таки прав Джоберти, считая, что Мальбранш разошелся с Декартом в этом пункте, но не прав Эрн, говоря, что Мальбранш «в основном духе философии решительно преодолевает Декарта» . Может быть, и сам Эрн почувствовал недостаточность приведенной аргументации, потому что он во второй части рассматриваемого пункта подкрепляет ее: «В самом деле, Мальбранш говорит: “Доказательства бытия Бога и Его совершенств, построенные на идее бесконечности, нам присущей, суть доказательства Простого зрения. Мы видим, что существует Бог, если мы видим бесконечность, ибо необходимое существование уже заключено в идее бесконечности, или, точнее, Мы можем видеть бесконечное лишь в нем самом”. Этим самым методологически обосновывается онтологизм» . Кроме цитаты из Мальбранша, остальное в этом отрывке принадлежит Эрну. Эту же цитату приводит у себя и Джоберти. Но, разумеется, не это придает ей вес и смысл. Она должна быть разъяснена из контекста самого Мальбранша. И действительно, глава, содержащая в себе эту цитату, могла бы дать немало полезного для историко-философского исследования о Джоберти, но она интересна и не только исторически. Вопреки интерпретации Джоберти—Эрна Мальбранш здесь ясно и недвусмысленно утверждает:«Первое, что мы познаем, это — существование нашей души; все акты нашего мышления суть неопровержимые доказательства его; ибо то, что действительно мыслит, действительно есть нечто — это вполне очевидно».

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.