Единство интеллекта и интуиции

Единство интеллекта и интуицииДействительно, высокое в этой идее, по мнению Гегеля, состоит, однако в том, что такое единство интеллекта и интуиции должно быть не начинающим, а завершающим моментом, не началом, а целью, единством не непосредственным, а созданным. Естественное единство — мышления и созерцания — может принадлежать ребенку, животному и может быть названо, в лучшем случае, чувством, но не духовностью. Человек же должен вкусить от древа познания добра и зла, должен пройти через работу мысли. Непосредственное единство есть истина только абстрактная, в себе сущая, не действительная, ибо истинное должно быть истинно не только по содержанию, но и по форме.

Не буду продолжать, хотя и дальше у Гегеля не менее блистательно. Из приведенного достаточно ясно и то, чем рационализм отличается от чижиковых «переживаний», и то, чем отличается от того рассудочного формализма, за который его попрекают чижики, но который в действительности лишь как в зеркале отражает их собственный рассудок. Для Вас, конечно, не укрылся конечный итог поисков гегелевского разума, но Вы почему-то приписываете его «глубокой интерпретации» И. А. Ильина, как будто это Гегелем «самим вполне определенно не выражено». Опять Вас ввел в заблуждение Тон И. А. Ильина, — на «треножнике», — и Вы усумни — лись: рационализм ли это? — не мистика ли «шиворот-навыворот, т. е. дурная мистика, как бывает дурная метафизика вроде материализма». Почему бы «марксизму» быть метафизически хуже «спиритуализма»? — по-моему, два сапога — пара. «Дурная метафизика» ведь значит — Неуместная. В этом смысле, понятно, может быть и мистика дурная, неуместная. Но подлинно ли она в рационализме неуместна? Вот Вам несколько рационалистов, — не из худших: Платон, Спиноза, Мальбранш, — у них тоже она неуместна? Так где же уместна? В восточной омфалопсихии, у крутящихся дервишей, или, может быть, у бергсонософов, с их кошмаром костляво-схематических систем? Насчет первых возможностей, не знаю — не «переживал», а насчет последней уверен, что кошмар — порождение расстроенного воображения, явление в высочайшей степени субъективное и даже патологическое.

Похожие записи

  • 15.06.2015 Логическое основание Эрн прямо переводит здесь «alia ragione» — «к логическому основанию», и на этот раз его интерпретация имеет основание, но зато в таком случае Эрн не прав, называя «принцип основания», как […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
  • 23.06.2015 Сторона исторического материализма Таким образом, эта сторона исторического материализма у него Не отнимается, но есть нечто, что вносит в него еще значительные Добавления. Дело в том, что при анализе социологического […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.