Философия религии

Философия религииВот этот-то Акт и нужно «пережить», «погрузиться» в него, «отдаться» ему, и тогда все — без обмана. Тут бы, казалось, и конец — «ныне отпущаеши раба твоего», но в действительности чижики еще долго поют, и притом «наши» же песни: появляются и «теория познания», и «философия религии», и «натурфилософия», все — «наше». Откуда бы сие? Если «сретение» еще не познание, значит и переживание еще не познание, а если оно все-таки познание, то не такое, о чем «мы» говорим3. Полагая, что само «переживание» есть уже познание, чижики впадают в крайний, рационализму чуждый, «гносеологизм», и опять coincidentio oppositorum — они сходятся с крайностями кантианства, когда рассуждают не только о логике рассудка, но также о «логике воли» и о «логике чувства».

Свои «акты» чижики называют так же «инстинктами», «напряжением», «внутренней интуицией» и подобным. Интуицию лучше бы им оставить в покое, потому что пойдут расспросы, — соблазн познания не absolute, а «добра и зла», — об интуиции разумной, чувственной, иной какой. «Инстинкт» как будто более подходит для истину «вкушающих», «ей отдающихся», «конципирующих в чреве своем». Еще лучше — просто «верней познал» = вкусил со всеми последствиями…

Короткий смысл всех этих примеров все же тот, что чижики пылают «переживанием» и до того только додумываются, что «переживания» не влезают в рассудочные схемы «понятий», переживание, мол, куда богаче. Что верно, что отрицать не следует, но чижики чересчур добросовестны, когда Богу молятся, надо полагать, к своему выводу они приходят, попробовав втискивать жвачку «переживания» в эти схемы и убедившись, что не выходит. Вот тут они и оказываются самыми злыми рассудочниками, «хуже» рационалистов, потому что, у кого есть разум и кто его «признает», те никогда даже и пробовать не будут забить переживания, «голубые небеса, <…> звезды, солнце, соловьиные песни» в негнущиеся «концепты» рассудка. Они воспользуются ими, как костяком, прочною клеткою, которою можно оградить нежное сердце и жестокий мозг, — чующие и разумеющие, — и который сам облечется тканью, скрывающей осязааьцы «цветущей земли» и «весенних журавлиных криков», — подающие с этой земли весть о ликовании и о тоске.

Похожие записи

  • 20.07.2015 Выводные условия Конструируя свой «факт», Вы провозглашаете его «предпосылкой», и, как будто какое озорство содеяли, похваляетесь: да, предпосылка, не боюсь! Но когда очень уж так напирают: «не боюсь», […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 23.06.2015 Положительный результат Диалектика приводит к Положительному результату, так как она имеет Определенное содержание, или, иначе говоря, так как ее истинный результат есть поистине не Пустое, Абстрактное ничто, а […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.