Формальное учение

Формальное учениеВо всяком случае, есть свидетельство, подсказывающее другое толкование, которое надо бы признать новым углублением Демокритова противоречия. Как бы метафизики ни объясняли

«подлинное» и «темное» знание, для непосредственного сознания, для рефлексии, если «темное» знание есть «чувственное», то «подлинное» — иное, не чувственное, а Высшее. Поскольку Демокрит считает чувственное знание, хотя бы «темным», но знанием, Демокрит может быть назван Сенсуалистом, — тут я соглашаюсь с Данелией, что «под сенсуализмом нужно понимать теорию происхождения знания из ощущений, а не теорию ценности этих ощущений» . Но тогда, в особенности, если не-чувственное знание признается Высшим, невольно напрашивается желание усмотреть у Демокрита новую производную от его противоречия — в усвоении им рядом с сенсуализмом начала Рационалистического. Для той же непосредственной рефлексии «подлинное» знание непременно выступит в противоположность «темному», как «отчетливое» и «рациональное» знание, хотя бы По происхождению мы его, говоря современными терминами, и признали «бессознательным».

Прежде всего мне кажется исторически неверным указание автора, будто рационализм «всегда основывался на идеалистическом понимании». Рационализм есть формальное учение — онтологическое и логическое и раскрывает свое содержание До Материального разделения метафизических теорий идеализма и материализма. Рационалист — Лейбниц, но рационалисты — и Спиноза, и Гоббс. Впрочем, этот аргумент Данелии и вообще обоюдоостр, ибо, если бы рационализм, в самом деле, необходимо основывался на идеализме, нам пришлось бы и Демокрита считать идеалистом, потому что данные для признания Демокрита рационалистом есть.

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.