Французские школы

Французские школыСсылаясь на французские школы, «школы без Бога» , где во имя «школьного нейтралитета» учителям вменяется в обязанность не говорить с учениками о религии, автор готов допустить такой пробел в образовании для первоначальной школы, поскольку речь идет о детях, еще недостаточно подготовленных для восприятия научной культуры, но уже юноши, ученики лицеев и колледжей, ничего не знающие о Пятикнижии, Пророках, Евангелии, о происхождении и эволюции догматов, представляются ему явлением ненормальным. «Не только, — утверждает он, — во Франции, но во всем мире Благоденствие мыслящего человечества нужно искать в образовании, и прямая обязанность, которую должны выполнить школы второй ступени и последующие, заключается в том, в чем состоят религии, когда и как они отвечали общей потребности, какие за ними числятся неотрицаемые заслуги, но также и то, что претерпели прошлые поколения от невежества и фанатизма, на каких литературных подделках было установлено в средние века господство церкви, наконец, какие утешительные перспективы раскрывает человеческому духу царство разума и освобождение мысли».

Желательно было бы видеть книгу Рейнаха, переведенную уже на другие языки, и в русском переводе, где она заняла бы достойное место, как первое введение к более подробному и углубленному изучению вопроса. В нашей научной литературе, вообще не богатой даже специальными исследованиями в области истории религии, вовсе нет подобного вводного и общего обзора предмета. По-видимому, лишь перевод, давно, впрочем, распроданной книги Шантепи де ля Соссей мог удовлетворить вполне естественному в этом направлении интересу. Но, не говоря уже о громоздкости этого сочинения, затрудняющей его изучение для начинающих, она сильно испорчена в угоду прежним цензурным требованиям. Можно сказать, что книга Рейнаха у нас была бы первой. И трудно, с другой стороны, придумать для нее вполне достойное замещение. Добавлю, что снабженная весьма полными и тщательно подобранными в конце каждой главы библиографическими указаниями, книга Рейнаха может оказаться весьма полезной и не для одних начинающих.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.