Главный предмет философии
Ход его мысли, предваряющей это разделение, такой: «Первоначальный и главный предмет философии, — говорит он, — есть Идея, непосредственная цель умственной интуиции. Этим словом, узаконенным Платоном в философском языке всех цивилизованных народов Европы, и принимаемым мною в смысле, аналогичном платоновскому, я хочу обозначить отнюдь не понятие наше, и не какую-либо сотворенную вещь или свойство, а абсолютную и вечную истину, поскольку она представляется в интуиции человека» . «Идея не доказуема, а ее нужно допустить, как некоторую первоначальную истину». «Идеальный признак, который, будучи эквивалентен доказательству, заменяет его, есть очевидность. Очевидность есть умопостигаемость вещи; и так как Идея есть Умопостигаемое, то она оказывается очевидной сама собою» . «Очевидность не исходит от духа, но входит в него и его проникает: приходит извне, а не извнутри: человек ее получает, не производит, он причастен ей, а не автор ее» . «Мысль отражается в себе самой и удвоивается, так сказать, в рефлексии, через посредство знаков; последние являются орудием, которым пользуется дух, повторяя в себе самом интуитивную работу, или, точнее, интеллектуально копируя идеальную модель» . «Эта рефлексивная работа духа есть философия; ее можно, следовательно, определить, как последовательную экспликацию первого идеального понятия» . «История, вера и разум сходятся в доказательстве того, что отец рода человеческого был создан Богом с даром слова. Первоначальное слово, будучи божественным, было совершенно и выражает Идею сполна… Первая идиома была откровением; и божественное откровение есть слово Идеи, т. е. Идея, Говорящая о себе самой и выражающая самое себя» . — «Общества имеют душу, тело, а потому и лицо, как индивиды… Идея есть душа вселенского общества, и вид человеческий есть известным образом тело Идеи…