Гносеологическая теория

Гносеологическая теорияДанелия, думается мне, неточно определяет рационализм как гносеологическую теорию с quaestio juris. Как уже было указано, названный вопрос специфичен для гносеологии Канта, а рационализм вообще и прежде всего есть онтологическое учение. Данелия, по-видимому, не различает вопроса о праве и ценности знания, как знания истинного или мнимого, от вопроса о ценности знания высшей и низшей ступени знания. Рационализм, действительно, вслед за Аристотелем, различает знание просто Факта и знания вместе и Причин его вызвавших, от знания объяснительного, устанавливающего необходимость и закономерность факта. Рационализм нового времени, как известно, к этому прибавляет и еще более высокую ступень — математического знания. Поскольку Демокриту можно приписать Механистическую космологию, уже есть основание усмотреть в его учении рационалистический мотив, искание закономерного объяснения явлений природы.

Таково положение вещей у Демокрита. Не так важно, можно ли его Называть рационалистом, как важно, что познавательный дуализм у него налицо и прямо вытекает из его онтологического дуализма, противоречивого в самой идее «отображения» миром феноменальным мира трансцендентального. Данелия, как я говорил, упрощает противоречие Демокрита, сводя его к противопоставлению: реальности предмета чувственного восприятия и не-истинности чувственного восприятия, каковое противоречие ему кажется легко преодолимым при разделении понятия реальности и истинности. Но видит ли автор, что если бы Демокрит отказался от реальности трансцендентального и признал бы Единый реальный мир, то ему пришлось бы приписать «атомам» одно лишь идеально-логическое значение, т. е. отказаться от материалистической метафизики.

Похожие записи

  • 10.06.2015 Наивный реализм С точки зрения здравого смысла разницы между феноменализмом и наивным реализмом не существует: мир есть как он дан. Таков исходный пункт и эмпирической науки. Но не таков атомизм […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
  • 15.06.2015 Логическое основание Эрн прямо переводит здесь «alia ragione» — «к логическому основанию», и на этот раз его интерпретация имеет основание, но зато в таком случае Эрн не прав, называя «принцип основания», как […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.