Идеальная формула

Идеальная формулаИз того, какое место занимает понятие Творения в идеальной формуле, можно уже догадаться, что оно должно играть видную роль в теориях Джоберти. Однако, в высшей степени неясное само по себе, и у Джоберти это понятие нисколько не уясняется. Напротив, с самого же начала Джоберти прячется за Агностическую загородку, делая самый разговор на эту тему бесплодным. Эрн посвящает целую главу вопросу о творении, но также цели не достигает. Вместо того, чтобы подвергнуть понятие теоретическому анализу, сопоставить с другими понятиями и теориями, Эрн хочет помочь делу количеством цитат из Джоберти. Но что делать, если у самого Джоберти нет ясности и критического анализа? Мне кажется даже, что Эрн еще больше затемняет Джоберти, не подвергнув критическому анализу одно важное для Джоберти, — следовательно, и для нашего понимания Джоберти, — понятие и делая неправильное историческое сопоставление теории Джоберти.

Эрн совершенно основательно излагает учение Джоберти о творении в связи с его теорией Сверхпостижимого. Прав Эрн и в том своем утверждении, что, пользуясь этой теорией как «философским основанием», Джоберти «нисколько не смущается его темной и таинственной стороной» . В похвалу Джоберти я сказал бы еще больше: он и здесь остается последовательным «онтологистом», — не желая отвечать за слабость своей философской мысли и возлагая ответственность на самого Бога. Ибо раз первичная интуиция есть такое дело, в котором Ему самому благоугодно нам открыться, то кто же виноват, что Он остается потом «сверхпостижимым»?.. Подход Джоберти к вопросу логически весьма непринужден: могут сказать, говорит он, что, с одной стороны, теологи и философы, допускающие идею творения, считают ее величайшей тайной, непостижимой догмой, с дру — гой стороны, ее не знали древние философы, а многие современные отвергают; да и если бы творение было разумно, очевидно, пантеизм не владел бы умами… Ответ Джоберти: понятие творения не яснее и не темнее других понятий, участвующих в идеальной формуле. Всякое идеальное понятие имеет два лика — умопостигаемый и сверхумопостигаемый ; одно предполагает другое, как свет и тьма. «Темнота Идеи есть сверхпостижимое; оно воспроизводится во всякой части идеального мира и находится в понятии Сущего, как в понятии творческого акта. И как понятие Сущего есть корень и принцип других идеальных понятий, так непроницаемость Сущего есть корень и принцип других темнот; отсюда, чтобы выразить немыслимый элемент, мы пользуемся именем Сущность » .

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.