Идеальная формула
Сущность «онтологизма» Джоберти раскрывается из анализа его «идеальной формулы» , которая есть не что иное, как основоположение всей его философии. «Я называю Идеальной формулой предложение, — так начинает он главу, — которое выражает Идею ясно, просто и точно, при посредстве суждения. Так как человек не может мыслить, не рассуждая, то ему не дано мыслить Идею, не составляя суждения, коего выражение есть идеальная формула» . Что такое — «Идея», мы видели из приведенных мною цитат из Джо — берти, поэтому нетрудно теперь понять это его определение. «Построение идеальной формулы, — далее говорит он, — связано с исследованием того, что я называю Первым философским» . Это Первое философское, составляющее «принцип и единственное основание всего реального и познаваемого», заключает в себе, как в тожестве «Первое онтологическое» и «Первое психологическое», т. е. первую вещь и первую идею, — первое в порядке бытия, и первое в порядке познавательном. — Таково «критическое» вступление Джоберти. Тщетно читатель будет недоумевать, почему Идея выражается одной формулой, а не двадцатью пятью; почему рг. cognoscendi обязано, вопреки очевидности, совпадать с рг. es — sendi или fiendi; почему в «Идее», с прописной буквы, отожествляется «вещь» и «идея», с малой буквы и т. п., — «Самый критический философ» нового времени молчит об этом, как и его первый русский почитатель, который только переводит определения Джоберти с итальянского на русский. — Семнадцать идей Единого Первого насчитал сам Джоберти, но тринадцать из них он отвергает в силу того, что они не могут быть психологически первоначальными, из оставшихся четырех — три, потому что они вторичны, как относительные, и, таким образом, остается действительно всего одно, — Сущее . Читатель Должен верить, что оно психологически первоначально и безотносительно, — иначе ему грозит участь Декарта и позорная кличка «гетеродокса». Эрн, во всяком случае, подчинился этому долженствованию.