Интереснейшее сообщение

Интереснейшее сообщениеВо всяком случае, ясно, что Гегель — не рассудочник, хоть и рационалист! И если бы Вы взяли не кусочек гарусу, отчикнутого ножницами Ильина, а живой контекст Гегеля, Вы бы нашли интереснейшее сообщение — о познании и о чижиках. Как отказать себе в наслаждении восстановить этот контекст? Речь идет о познании в Естественных науках, и Гегель разъясняет, что при теоретическом отношении к природе, — в противоположность практическому, — мы оставляем ее в неприкосновенности и сами направляемся по ней. Но если бы физика успокоилась на восприятиях, на видении, слышании и т. п., то и животные были бы физиками. Но то, что видит, слышит и т. д., есть дух, есть существо мыслящее. Наступает второй момент теоретического отношения к природе, когда мы раскрываем в вещах Общее. Чем более погружаемся в него, тем более вещи теряют в своей естественности, единичности и непосредственности. Вот тут и помещаются цитируемые Вами, Николай Николаевич, слова. И вопрос теперь в том, останавливается На этом разум или идет дальше, и куда идет, куда поднимается над естествознанием? Чижики пищат о «проникновении внутрь», «осуществлении акта» и пр., а вот послушайте, что говорит Гегель. Прежде всего, он недвусмысленно раскрывает то самое «противоречие», в восторге от которого чижики теряют голову, затем Предвидит чижиковое самозабвение и дает на него «разумную» отповедь, наконец, приходит и к ответу — рациональному, логическому и философскому.

Оба указанных теоретических акта не только противоречат нашему практическому обращению с вещами, разъясняет Гегель, но они вскрывают противоречие и в самом теоретическом отношении, противоречие между результатом и намерением. Мы хотим познать природу такою, как она есть — вещи же существуют только единично, «лев вообще» не существует, а благодаря тому, что мы их мыслим, мы превращаем их в нечто общее. Мы разрываем объект и субъект, посюстороннее и потустороннее, хотим постигнуть, объять природу, т. е. Сделать ее своею, чтобы она не была для нас чем-то чуждым и потусторонним. Наконец, и в том противоречие, что мы делаем вещи общим и таким образом усвоим их, а они, как естественные вещи, должны быть для себя свободными. Кажется, «противоречий» больше, чем чижики себе представляют.

Похожие записи

  • 28.07.2015 Русский язык Надо сознаться, русский переводчик «Исследования» выбрал для своего перевода очень удачный момент. Не только потому, что Юма уже давно следовало перевести на русский язык, а теперь в […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
  • 15.06.2015 Логическое основание Эрн прямо переводит здесь «alia ragione» — «к логическому основанию», и на этот раз его интерпретация имеет основание, но зато в таком случае Эрн не прав, называя «принцип основания», как […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.