Истинная философия

Истинная философияРассмотренные нами вопросы о предшественниках Джоберти входят у Эрна под заголовком «Предания истинной философии» в главу «Проблема психологизма», но, собственно, только первая часть этой главы «Критика новой философии» подходит под общее название главы. Здесь Эрн прослеживает отношение Джо — берти к отвергаемым им философским течениям, которые и подводятся под титул Психологизма. Можно было бы пожелать здесь прежде всего точного уяснения этого термина путем теоретического анализа тех определений, которые встречаются у Джоберти. К сожалению, несмотря на то, что потом Эрн высказывает целый ряд теоретических соображений по поводу этого понятия, названного уяснения мы у него не находим. Правда, Эрн подходит к разъяснению психологизма в упомянутой «Критике новой философии» иным путем: путем Историко-философского Анализа этого понятия. Таким методом можно было бы удовлетвориться до известной степени; читатель в конце концов сам мог бы сделать соответствующие обобщения. Но и здесь мы встречаемся с тем же своеобразным соединением у Эрна большого доверия к Джоберти, с одной стороны, и стремления «исправить» его, с другой, — соединением, которое так мешало ясности в уже рассмотренном отделе.

Основателем современного психологизма и гете — родоксии, по Джоберти, является Декарт, а за Декартом и вся Новая философия, исключение из коей представляют, как мы видели, Мальбранш, Лейбниц и Вико. Отношение Джоберти к Декарту, поэтому, очевидно, заслуживает особенного внимания. Но, разумеется, и в до-декартовской философии не все приемлемо для Джоберти при его церковно-католической прямолинейности и ортодоксальности. Эрн делает попытку в качестве предшественников декартовского психологизма представить Аристотеля и Лютера, причем он излагает свои взгляды так, что дает повод думать, будто того же мнения держится и Джоберти. Так как я не во всем согласен с толкованием Эрна, то воспроизведу сперва для освещения последующего то разделение философии, которое дает сам Джоберти.

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.