Исторические влияния
Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к направлениям, против которых он выступал. Что касается первых, то Эрн относит к ним, кроме Платона, также Августина, Мальбранша, Лейбница и Вико. У каждого из них Джоберти заимствует, по формулировке автора, одну какую-либо сторону из философского мировоззрения. Но тщетно было бы искать в книге обстоятельного и Самостоятельного Анализа соответственных отношений. От этого изложение Эрна прежде всего и делает впечатление, что автор непомерно преувеличивает оригинальность Джоберти, хотя, разумеется, настоящее Историко-философское исследование не нанесло бы никакого ущерба Джоберти, но принесло бы большую пользу истории философии. Вместо собственного историко-философского разъяснения вопроса Эрн излагает историко-философские взгляды самого Джоберти. Не говоря о том, что такой «метод» историко — философского исследования ни в коем случае не может быть сам по себе оправдан, Эрн, кроме того, обнаруживает изумительное Доверие к историко-философским характеристикам Джоберти, хотя, как будет видно из нижеследующего, его собственные симпатии не всегда совпадают со вкусами Джоберти, так что ему приходится не раз то смягчать, то обострять суждения самого Джоберти.