Историко-философский интерес

Историко-философский интересЭто далеко не все из того, что Эрн повторяет вслед за Джоберти против Декарта, но и этого достаточно, чтобы оправдать мое утверждение, что Эрн, апологизируя Джоберти, не выполнил долга историка философии по отношению к Декарту. Но он его не выполнил и по отношению к Джоберти, так как и не попытался вскрыть истинные причины такого ожесточения Джоберти против французского философа. Между тем эти причины не лишены действительного историко-философского интереса. Джоберти прежде всего Католик, — все остальное — приложение, — тут его сила и слабость. На философию он смотрит «прагматически», ибо не потому он католик, что к этому ведет его философия, а, обратно, будучи католиком, он ищет такой философии, которая лучше подходила бы к догматам ортодоксального католицизма, и ищет-то он только потому, что римская курия в его время еще не догадалась объявить своим официозом Ангелического доктора. Как католик, Джоберти, прежде всего, ищет опоры В откровении и, естественно, видит своего врага в сенсуализме и спиритуализме. Вся современная ему французская философия, «идеология» и спиритуализм, являются для него непримиримыми врагами. Кузен, против которого он усердно воюет, не уставал повторять, что современная философия идет всецело от Декарта. В таком толковании истории философии Джоберти совпадает с Кузеном и… inde ira. Как католик Джоберти — теист и сторонник идеи творения ex nihilo. Но пантеизм Спинозы вышел из картезианства, и, как узнал Джоберти из того же Кузена, современная ему немецкая философия обнаруживает пантеистические тенденции, и опять… inde ira. Наконец, Джоберти, как католик — ортодокс, всякая «гетеродоксия» — не только заблуждение ума, но и моральный порок, и вот на Декарта сыпятся уже не возражения, а прямо обвинения. К уже приведенному выше добавлю еще один пример «самого критического» суждения Джоберти: «Рене Декарт, хотя — француз и католического исповедания, был, быть может, не зная того, гетеродоксом по склонности и принципам. <…> Что Декарт склонялся к протестантству, доказывается его преимущественным расположением к Голландии и Швеции и некоторыми местами из его сочинений; но главным образом его методом сомнения и исследования, который есть философское применение религиозного способа действий новаторов» .

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.