Историко-философское исследование

Историко-философское исследованиеЭрн сам характеризует свою книгу как историко-философское исследование, и задачи, которые он ставит себе в связи с этим, чрезвычайно обширны: Джоберти должен быть освещен не только на фоне итальянской философии, но и на фоне всей общеевропейской философии; в особенности, подчеркивает автор, его интересует Джоберти, как момент в Истории платонизма. «Винченцо Джоберти, — говорит он, — является одним из чистейших, ярких и, я не боюсь сказать, гениальных представителей великого Платонического “рода” мыслителей» . Конечно, никакое историческое исследование не может обойтись без философского анализа соответственных понятий и проблем, ибо историко-философское исследование не есть простое реферирование чужих мнений. Тем более в праве мы ожидать философского анализа от такого исследования, которое задается столь широкими целями. Поэтому, работа Эрна должна быть подвергнута двоякому рассмотрению: со стороны историко-философской и собственно философской. К историко — философскому освещению вопроса я отношу не только вопрос о влияниях и условиях, при которых складывалась философия Джоберти, но также вопрос о точной и нелицеприятной интерпретации сочинений самого Джоберти. Эту задачу Эрн также имеет в виду, когда признает, что должен «в изложении взглядов Джоберти возможно ближе придерживаться точных его выражений» .

Из краткой биографии, предваряющей у Эрна изложение философских взглядов Джоберти, видно, что, по окончании университета, в 1823 г., Джоберти принимает священство, а в 1825 г. становится преподавателем Туринского богословского училища. Из того же источника мы узнаем, что Джоберти через 23 года по окончании университета выпускает большое сочинение, направленное против иезуитов, но ни в ком не вызывает еще сомнения в своем католическом правоверии; «травля против него началась позже» . К сожалению, автор уже не сообщает, как, когда и почему началась эта «травля», — возникла она на почве политической только, или в основе расхождения Джоберти с официальною церковью лежали теоретические и, может быть, философские разногласия? Он упоминает только, что еще в 1848 г. Папа благоволил к Джоберти, а «в 1850 г. все сочинения его попадают в Index» . Наконец, из других источников мы можем узнать, что декретом от 18 сентября 1861 г., т. е. при том же Папе, были осуждены Errores Ontologistarum, и, как видно, из содержания названных в этом декрете «ошибок», они составляют отступления онтологизма от традиционных теоретических основ католического вероучения. — Казалось бы, при таких данных первой и прямой обязанностью автора было выяснить отношение философских основ католицизма и философии Джоберти. Это существенно важно, даже независимо от каких-либо теоретических вопросов, а просто как историко-философский факт.

Похожие записи

  • 23.06.2015 Человеческое сознание В человеческом сознании наряду с Сознанием бытия, того, что есть, есть еще Сознание того, как должно быть, сознание долженствования. То, что есть, починено Закону причинности, каузальной […]
  • 27.06.2015 Определение психологизма Теперь ясна и цитата, приводимая Джоберти—Эрном, я только в ней исправил бы перевод Эрна и вместо «построенные на идее бесконечности», перевел бы буквально: «выведенные из идеи, которую мы […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.