Концепция двух магистралей

Концепция двух магистралейЯ не поскупился на цитаты из Джоберти, потому что хотел не только возможно яснее представить основания того разделения философии, к которому мы должны перейти, но также представить читателю подлинный стиль и настоящую философию итальянского патера. Приведенные отрывки, на мой взгляд, вполне достаточно уясняют «прагматическое» отношение Джоберти к философии, — видны источники его собственного пафоса, равно как и ценность его философского замысла. Приведенные цитаты сами по себе дают уже достаточно для общего освещения «философского» облика Джоберти. Перейдем непосредственно к его разделению философии, которому, кстати отметить, Эрн приписывает совершенно неподобающее значение, уверяя читателя, что джобертиевская «концепция двух магистралей поражает своим размахом, своею философско-историческою глубиною и меткостью основной своей мысли», что «легкость, с которой Джоберти развязывает “узел” сложнейших исторических перипетий философии и разлагает их причудливую ткань на две основных и простых нити: нить онтологизма и нить психологизма, запечатлена большим мастерством и несомненным даром исторической дивинации» . Во всем этом верно, кажется, только указание на «легкость», с которой Джоберти расправляется с историей философии.

«Историограф философии, — говорит Джоберти, — больше всего должен иметь в виду эту связь философских учений с откровением через посредство дефинитивных формул, адекватно выражающих идеальные истины. Все системы делятся на два класса; и являются традиционными или антитрадиционными, смотря по тому, связываются они с откровением, путем традиционного слова, или расходятся с ним; и ортодоксальными и гетеродоксальными, поскольку они соглашаются с определенной и иерархической формулой или расходятся с ней, соответственно порядкам откровения, от которых они берут начало, допуская или отвергая их» . Системы традиционные и ортодоксальные затем делятся еще на два вида: системы Прогрессивные, где сохраняется также научная традиция, и Регрессивные, где нить научной традиции прерывается; системы гетеродоксальные, утеряв традицию религиозную, не могут сохранить научной, а потому все они Ретроградны.

Похожие записи

  • 16.04.2016 Профессор Хвольсон Скромность пределов, в которых держит профессора Хвольсона его заповедь, особенно сказывается в результатах, которых он достигает. Оказывается, «не трудно дать понятиям о знании и вере […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 02.07.2015 Современные философы Именно, Джоберти упрекает современных философов в том, что они вместо того, чтобы выводить метод из принципов, хотят вывести принципы из метода, каковая ошибка, по его мнению, идет от […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.