Критическая философия

Критическая философияТолько, по мнению Джоберти, — с которым нельзя тут не согласиться, — Кант построил свою систему на смешении умопостигаемого и сверхумопостигаемого и приписал первому то, что присуще второму. Но в применении к сверхумопостигаемому все же оно, как «недостижимая реальность, соответствует Ноумену, а как субъективное понятие — трансцендентальному критической философии» . Но кантовские субъективные формы имеют лишь видимость объективную, а объективность сверхумопостигаемого удостоверяется объективностью умопостигаемого. «Но вне этого различия, — признает сам Джоберти, — тожество между обоими понятиями, в критицизме и у нас — совершенное…» . «Общая идея, дающая первой Критике Канта ее основание, сама по себе верна: ошибка состояла в том, что он приписывает разуму качество, которое присуще только высшей и сверхразумной способности» . Немецкий философ сбился с пути истины, смешав предмет откровенной теологии с метафизикой и субъективировав умопостигаемое, которое само по себе объективно.

Мне нет надобности следить дальше за защитой Джоберти своей позиции, хотя в некоторых пунктах, — особенно по отношению к этике Канта, которую Джоберти также одобрял, — она представляет интерес в смысле уяснения самого Джоберти. Собственно, это должен был сделать Эрн. Мне же важно было отметить некоторые совпадания Джоберти с Кантом, чтобы тем самым сказать, что у Джоберти с его сущностью вводятся все те великие недоразумения, которые раскрыты критикой у Канта, т. е. помимо противоречивости в самом понятии, прежде всего, Принципиальный агностицизм, а вместе с ним и самый неуклюжий вид скептицизма. Сомнение Декарта есть даже не метод в строгом смысле, а просто методологически допустимая и оправдываемая Фикция; его сомнение есть фиктивное сомнение. У Джоберти гносеологически скептицизм — результат его философствования, а онтологически — принцип. Разорвав с Декартом и с рационализмом в лице его лучших представителей, Джоберти отсюда легко уже сближался с Кантом. Его фикцией является уже не что иное, как Его интуиция.

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.