Материалистическая догмат

Материалистическая догматЧтобы ясно понять критику материалистического догмата «мысль есть движение вещества», необходимо прежде всего установить твердое различие между «физическим» и «психическим». Существует мнение, что психология только часть физиологии, и многие считают это открытием XIX века, последним словом науки. В действительности, уже Аристотель и Декарт, не говоря уже о более поздних философах, стояли на точке зрения физиологической психологии, т. е. рассматривали психическое в связи с физиологическим. Новым в современной психологии является Эксперимент, но он вовсе не включает психологии в физиологию, как часть в целое; он нисколько не отрицает того характерного для психологии метода, который Всегда отличал ее от других наук, именно, метода Самонаблюдения, Внутреннего опыта, метода, применение которого сразу создает непроходимую пропасть между миром внутренним и внешним, между психическим и физическим. Психологи, конечно, пользуются и другими данными, данными сравнительной психологии, анормальными явлениями, экспериментом, но все эти данные без самонаблюдений не могут сослужить никакой службы психологии, все они должны преломиться в призме внутреннего опыта и тогда только получают смысл и ценность для психолога.

Особенность метода психологии — прямой результат особенности психических явлений. Подметить ее, значит найти корень различия психического и физического, значит доказать несостоятельность формулы «мысль есть движение вещества». Ближайший анализ физических явлений обнаруживает, что все физические явления совершаются в пространстве, что они двигаются, меняют место, занимают его. Но очевидно, что ни к одному из психических процессов категория протяженности не применима. Разве можно измерить наши чувства, желания, идеи, в ширину, толщину или длину? Нет. И этот ответ ясно показывает, что материалистическое отождествление процессов материальных и психических — громадное заблуждение. Но, говорят еще, если они не тождественны, то, во всяком случае, мысль есть Свойство материи.

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.