Материализм и психологизм

Материализм и психологизмСам Ильин в моих глазах, именно, Моралист и весь подход его к философии — моралистический. Потому-то он и сгустил краски, налагаемые им на «конкретноэмпирическое». — Повинен ли в этом и Гегель? Если бы история была всегда права, то мы должны были бы принять ответ, ею данный: Гегель застрял в Абсолюте и из него не выкарабкался, несмотря на свою Философию истории. История должна была призвать к жизни Фейербаха!.. Но для нас, философов, права не история, а философия. С точки зрения философии самый серьезный упрек Гегелю, — хотя тут и заслуга Гегеля, — что он остановился на пол пути. — Schmittl — Шмитт: Гегель — «переход»; но Ильин: Гегель — До перехода! — Кто же прав?

Если верно, что Гегель не вырвался из цепких лап Абсолюта, прав Ильин и история. Если вырвался, то не прав ни Ильин, ни Шмитт. Я это и думаю. Шмит считает, что Гегель на полпути, но «опыт» Шмитта, который Ильин должен Бы был назвать «абстракцией», как опыт животно-человеческий, до-исторический. Подлинный «опыт» — исторический. И весь вопрос я свожу к месту гегелевской Философии истории. Оно ясно выражено Гансом: Vorrede XIII: «sie bei aller speculativen Kraft doch der Empirie und Er — scheinung ihr Recht widerfahren lassen, …». Ср.: сам Гегель . Это величайшее дело Гегеля: показать действительность как историческую! В его лице «история» покончила с «природой». Весь последующий материализм и психологизм боролся не с историей, как это было в XVIII веке, где механизм хотел убить зарождавшуюся историю, в чем, некоторые видели даже признак века, — а он боролся, как и историзм, — впрочем дурно понятый, — с реализи — рованием абсолютного! Поэтому-то они и шли под знаком Позитивизма и позже модифицируются в позитивный феноменализм!

Похожие записи

  • 13.06.2015 Чувственное воззрение «В категориях скрывается целый мир чувственного воззрения, постоянно накоплявшегося на пути развития и возраставшего, подобно лаве. Гегель сам говорит: чистые сущности имеют сами в себе […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.