Метафизическая проблема

Метафизическая проблемаВ своем «Введении» автор ограничивается рассмотрением вопросов только метафизической проблемы и перехода ее в гносеологическую ; проблем этики, логики и психологии он совершенно не касается. В живом и интересном изложении он рассматривает и критикует решение указанных проблем материализмом, дуализмом, пантеизмом, рационализмом и другими философскими мировоззрениями, какие записаны на страницах истории философии со времени Декарта. Изложение Роджерса очень оригинально и далеко от обычного шаблона учебников истории философии; не менее оригинальна и его интерпретация некоторых построений. В особенности это следует сказать относительно его толкования философии Гегеля.

От критики других философских построений Роджерс переходит к положительному изложению собственного миросозерцания — Теистического идеализма. Предыдущий обзор приводит его к одному безусловному выводу, «что в идеализме, известного рода и вида, и только в идеализме, можно надеяться найти такое решение мировой загадки, несостоятельность которого не предрешена заранее» . Основная черта идеализма состоит в том, что реальность мира понимается по аналогии с жизнью сознания. Но, чтобы сохранить познаваемость и отдельную реальность вещей внешнего мира, необходимо допустить их существование в более основном сознании, чем наше. Таким сознанием может быть Сознание мировое. Остается найти некоторое Единство для мирового разнообразия. Предыдущий анализ показал, что его нельзя найти ни в чисто абстрактных сферах, ни в вещах в себе или субстанциях, а в единстве самого процесса жизни. По аналогии с человеческою жизнью оно заключается в единстве сознательной цели. Но согласно здравому рассудку мы признали разнообразие внешнего мира, признали, что объекты имеют в нем отдельное существование. Возникает вопрос, в чем заключается их реальная природа? Она может быть или пассивным состоянием сознания, мыслью, или активной волей. Но наше «нормальное состояние» — не в размышлении о вещах как объектах, а в пользовании ими. Кисть художника мы определяем не с точки зрения ощущений, которые она вызывает, а с точки зрения ее цели. Стало быть, на основную реальность вообще мы должны смотреть не как на абстрактную мысль, а как на движение к определенной цели, как на активную деятельность.

Похожие записи

  • 14.06.2015 Католическая церковь У Джоберти его мысль все-таки развита лучше. Он пытается, по крайней мере, осветить ее в более широком историческом масштабе, о чем Эрн не сообщает читателю уже прямо в ущерб Джоберти. […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 09.07.2015 Введение в философию По мнению О. Кюльпе, автора известного «Введения в философию», «в литературе можно отметить два существенно различных способа выполнения номинально одной и той же задачи» — составления […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.