Мысль Кузена

Мысль КузенаПравда, Эрн смягчает мысль Кузена, выбросив имя Спинозы, но тогда весь этот пассаж он берет на свою ответственность. Конечно, желательно бы услышать более современный авторитет в делах истории философии, чем «сам Кузен», но Кузен так Кузен, только хочется спросить: как же Эрн, ссылаясь на «самого Кузена», проглядел одну повторяющуюся у него мысль, которая исключает возможность характеризовать приводимые теперь Эрном слова, как «невольное признание»? Если к «первой эпохе» картезианства Кузен относит Мальбранша, Спинозу и Лейбница, то кто принадлежит ко второй? Прежде всего Локк, а остальное ясно само собою! Ясно, как дойти от cogito ergo sum до самого Кузена с его столь откровенным признанием «психологизма», но также должно было быть с самого начала ясно, что опасно призывать именно Кузена против Декарта. Джоберти это хорошо понимал, обвиняя самого Кузена в декартовском «психологизме».

Вслед за приведенными выше словами Эрн пишет: «Мальбранш картезианствует лишь в частностях, в принципах же своей философии, в ее основном духе он решительно преодолевает Декарта» . Доказательство этого тезиса у Эрна состоит из двух частей. Во-первых, он приводит аргумент Джоберти : Мальбранш исходит не из непосредственного факта — я мыслю, следовательно, существую, — как Декарт, а превращает его в силлогизм: небытие не обладает свойствами, — я мыслю, следовательно, существую; а положение Небытие не обладает свойствами равносильно положению Сущее есть. Как справедливо поясняет Джоберти, Мальбранш здесь расходится с картезианством, даже там, где он претендует быть картезианцем. Аргументация Джоберти поражает своей слабостью. Допустим, что положение «небытие не обладает свойствами» есть первая и самоочевидная истина и может быть большей посылкой силлогизма, но откуда приобретена меньшая посылка «я мыслю»? Она — также первична и очевидна, как и большая, и это одинаково для Мальбранша и Декарта. А тогда из-за чего же шум?.. Но вся суть в том, что этот силлогизм вообще сомнителен, ибо заключает в себе явно quatemio terminorum, при определениях Джоберти в особенности.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.