Начало системы

Начало системыТак как истина заключается не в начале, а в результате, то истина оказывается Опосредованною; но, с другой стороны, так как результат служит вновь началом дальнейшего движения мысли, то сам результат становится Непосредственным. Иными словами, непосредственное есть отвлеченность, наполняемая через опосредование конкретным содержанием; а это содержание, вновь сосредоточенное в своем единстве, переходит в отвлеченность, т. е. в непосредственность. Так началом системы служит непосредственное, совершенно отвлеченное понятие Бытия; результатом ее служит Абсолютный дух, наиконкретнейшее из понятий, в коем мысль отожествляется с абсолютным, т. е. опять-таки с бытием, и, совершив таким образом полный круг, снова приходит к первоначальной непосредственности. Заслуга 1егеля в области философии заключается главным образом именно в правильном разрешении противоположности непосредственного и опосредованного знания. Он опровергает всякий интуитивизм, т. е. как эмпиризм, так и мистицизм, философию веры, откровения, внутреннего усмотрения и т. д.; но вместе с тем он опровергает и превознесение рассудка, стремление дискурсивно доказать всякую истину. Но опровергая их, он также и примиряет их, показывая, что одно есть начало, а другое результат».

Есть противоречие между самим замыслом книги и содержанием. Гегель без диалектики, это — Гегель результата. Выбросить путь, значит уничтожить всю философию, ибо философия Гегеля есть не только Последнее слово философии, но и всеобъемлющее, все предыдущее в себя включающее. Но это противоречие не только по отношению к Гегелю, но и ко всякой философии. Интуиция — не гегелевское средство, а общее философское. Однако просто сказать: «я вижу то-то», значит ничего не сказать. Надо показать, «как мы к этому приходим». Оригинальность Гегеля в его пути. Это отвергнуто. Поэтому-то, Гегель получился без проблем Пути. И это противоречие мстит за себя: I, II и III глава у Ильина — что же иное, как не диалектика? Но оно мстит хуже: Топтание на месте; у результатов.

Похожие записи

  • 15.06.2015 Студенческие руководства К научному преподаванию автор «Курса» безусловно не подготовлен, и вообще научно невменяем. В его работе нет и следа научного метода. Он не знаком ни с источниками, ни даже с […]
  • 10.02.2016 Желание историков философии Вообще говоря, желание историков философии — Целлера, Гирцеля, Наторпа представить учение Исторического Демокрита более цельным и последовательным, понятно. Но Данелия правильно […]
  • 24.07.2015 Цитируемое место Цитируемое место из Гуссерля: «быть может, во всей жизни новейшего времени нет идеи, которая была бы могущественнее, неудержимее, победоноснее идеи науки. Ее победоносного шествия ничто не […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.