Наивный реализм

Наивный реализмС точки зрения здравого смысла разницы между феноменализмом и наивным реализмом не существует: мир есть как он дан. Таков исходный пункт и эмпирической науки. Но не таков атомизм Демокрита. Истинное его противоречие не в том, что он отрицает и утверждает истинность чувственного опыта. Это — может быть элементарной диалектикой, отправным ее пунктом. Истинное противоречие — в том, что отрицание истинности чувственного опыта в метафизике тотчас заменяется утверждением реальной трансцендентальности %ujqi$ , то мы обязаны были бы только с Сократа и начинать историю философии. В действительности это — не так. И Демокрит — не только метафизик, но и философ.

С. И. Данелия, вероятно, в принципе признает правильность сделанных здесь различений, ибо он сам допускает, что «известное решение гносеологической проблемы» у Демокрита имелось, «хотя и не было гносеологической теории». Но «гносеологическую проблему» он понимает как вопрос о «праве науки» — quaestio juris, которому противостоит утверждение простого «факта научного знания» — quaestio facti, каковой вопрос определяется им, как «логическая проблема» . Такие определения, на мой взгляд, только способствуют смягчению действительных противоречий в учении Демокрита. Как сказано, Теория знания все-таки у Демокрита была, но только это была теория здравого смысла, не критическая, предвзятая, философски — Недостаточная. И надо не смягчать противоречия, а вскрыть до конца, чтобы обеспечить плодотворный результат: найти на ее место обоснование Знания Критическое и Достоверное. Определение гносеологической проблемы как quaestio juris есть определение специфическое: определение Кантианского нормативизма. Автор не говорит, почему он усваивает именно это определение. Общёе было бы сказать, что и вопросы гносеологии и вопросы логики, как вопросы философии, суть вопросы пути, каким мы приходим один раз к утверждаемой данности, а другой раз — к доказательству научных положений, т. е. оба раза это вопросы рефлексии и рефлектирующего Сознания.

Похожие записи

  • 26.07.2015 Гносеологическая теория Данелия, думается мне, неточно определяет рационализм как гносеологическую теорию с quaestio juris. Как уже было указано, названный вопрос специфичен для гносеологии Канта, а рационализм […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 23.06.2015 Положительный результат Диалектика приводит к Положительному результату, так как она имеет Определенное содержание, или, иначе говоря, так как ее истинный результат есть поистине не Пустое, Абстрактное ничто, а […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.