Непрерывность и дискретность

Непрерывность и дискретностьNB! Конкретному противопоставляется не дискретное, как воображает Ильин: «Наряду с термином “concret” Гегель пользуется выражениями “die Concretion”, “concresciren”, “ein Convolut” , и, соответственно, противопоставляет им по смыслу то, что “дискретно”» . Дискретное — непрерывное. И это и у Гегеля — см. Логику, Количество: «Количество содержит в себе оба момента, непрерывность и дискретность. Оно должно быть положено в обоих моментах как в своих определениях. — Оно уже с самого начала есть их непосредственное единство, т. е. само оно ближайшим образом положено лишь в одном из своих определений, в непрерывности, и есть, таким образом, непрерывная величина».

Неудачны исторические «экскурсы»: «Одно из основных убеждений Гегеля, которое он, так же как и Больцано, воспринял из философской атмосферы, созданной Критикой Чистого Разума, состоит в том, что мысль, “обращенная внутрь”, имеет дело с некоторой предметной объективностью, не только не менее, но несравненно более объективною, чем чувственная реальность внешнего мира». С какой стати Больцано из атмосферы Канта? Когда точка зрения «внутри» — Лейбница, Декарта. Для Канта внешняя объективность Та Же, что внутренняя; и это — заслуга Канта. Если — психологически. А логически Кант или формалист, или в трансцендентальной логике — Онтологист, но во всяком случае Субъективистский, а не объективистский, чего хочет Ильин. Правда, Гегель находил элемент объективности в трилогии Канта, но этим он возвращался к онтологии, и, следовательно, также оказывался онтологистом, а такая «объективность» столь Для логики нестерпима, как и психологизм, и это не есть уже «“воззрение Гегеля”, par excellence», как хочет Ильин, а есть возвращение к неоплатонизму, от которого именно «современный логический объективизм» хочет и должен освободиться. Правда, Ильин оговаривается: «научная логика не повторит его < Гегеля> основной феноменологической ошибки». В чем, однако?.. Не в том ли все-таки, что она не должна быть метафизической? онтологической? С какой же стати Гегеля считать предшественником? — во всяком случае не с обсуждаемой!

«Многие формы непосредственности…» — в связи со вторым значением диалектики.

Похожие записи

  • 13.06.2015 Чувственное воззрение «В категориях скрывается целый мир чувственного воззрения, постоянно накоплявшегося на пути развития и возраставшего, подобно лаве. Гегель сам говорит: чистые сущности имеют сами в себе […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 23.06.2015 Положительный результат Диалектика приводит к Положительному результату, так как она имеет Определенное содержание, или, иначе говоря, так как ее истинный результат есть поистине не Пустое, Абстрактное ничто, а […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.