Очевидность реальности природы

Очевидность реальности природыКак будто в этом и лежит мотив, побуждающий Демокрита выступить против элеатов. Если Демокрит при этом опирается на непосредственную очевидность реальности природы, то ведь столь же полно поступает всякая физика. В ней нет «теории научного знания», но у Нее есть эта предпосылка реальности природы, без чего физике и работать не над чем. Пределы и смысл этой предпосылки у Демокрита прежде всего и следовало бы анализировать. Одно дело — наивная вера здравого смысла в реальность природы, когда чувственно качественная данность и принимается за реальную данность, многообразие которой путем наблюдения, эксперимента и логического доказательства сводится к небольшому количеству качественных же или количественных единообразий. Совсем другое дело — тот же здравый смысл, возведенный в Теорию, хотя бы формальную ввиду одного положения-предпосылки, гласящей, что чувственная данность есть более или менее адекватное отображение реальной природы. Как бы широко или узко ни понимать эту предпосылку и о какой бы мере адекватности здесь ни говорить, названная предпосылка необходимо развивается в Метафизическую теорию со своей теорией познания. Смысл этой теории всегда один: противопоставление подлинного мира, принципиально трансцендентного, и чувственной видимости как его отображения. Как бы ни толковалось само это отображение: как параллелизм, как причинное следствие, как предустановленная гармония или как иначе, само толкование это развивается в Метафизическую систему. И автор напрасно не остановился на демократическом учении об EtlkoXa, чтобы показать специфически демократическое толкование Теории отображения. Если бы атомизм Демокрита был только Физикою, ему не нужно было бы становится в оппозицию к элейской метафизике. Между метафизикой и наукой, действительно свободной от метафизики, столкновения не может быть. Атомистическую, например, физику можно согласовать и с материализмом и с идеализмом, и с Гоббсом, и с Лейбницем, и с Фехнером, и с самыми крайними спиритуалистами типа забытых Ульрици, Фихте младшего и т. п. И о своем согласовании с наукою должна заботиться именно метафизика, поскольку она претендует на то, чтобы быть мировоззрением, согласным со знанием своего времени.

Похожие записи

  • 15.06.2015 Логическое основание Эрн прямо переводит здесь «alia ragione» — «к логическому основанию», и на этот раз его интерпретация имеет основание, но зато в таком случае Эрн не прав, называя «принцип основания», как […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
  • 23.06.2015 Сторона исторического материализма Таким образом, эта сторона исторического материализма у него Не отнимается, но есть нечто, что вносит в него еще значительные Добавления. Дело в том, что при анализе социологического […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.