Определение психологизма

Определение психологизмаТеперь ясна и цитата, приводимая Джоберти—Эрном, я только в ней исправил бы перевод Эрна и вместо «построенные на идее бесконечности», перевел бы буквально: «выведенные из идеи, которую мы имеем о бесконечном» , чтобы таким образом оставить в неприкосновенности картезианский «психологизм» Мальбранша и в этих его словах. Все это у Мальбранша завершается прекрасною мыслью: «Все эти истины представляются путем простого созерцания уму внимательному, хотя, по-видимому, мы и рассуждаем здесь; эти рассуждения, однако, нужны лишь для того, чтобы изложить эти истины другим». — Это в высшей степени интересно и важно, тем более, что как раз в этой главе Мальбранш резюмирует свои положительные взгляды на природу познания. Обращу внимание на следующие философски — важные моменты в изложенном, Мальбранш совершенно так же, как и Декарт, исходит Из анализа сознания, — туг для них обоих Первое. Если, как думает Джоберти, Декарт — психологист, то психологист и Мальбранш. Но существеннее всего то, что не с тем наивным определением психологизма, которое дает Джоберти, можно разрешить, где у Декарта и Мальбранша психологизм, и где его нет. Теологизм Джоберти не менее психологистичен, чем спиритуализм Декарта или Мальбранша. Критерием различия психологизма от не-психологизма служит не то, что на месте cogito Джоберти ставит Бога, а то, как берется здесь для анализа само сознание: как сознание фактическое или сущное? В самом же переживании Бог, — если только Он не есть «акт» или «форма» сознания, — является такою же трансцендентностью, — хотя бы и sui generis, — как и человек. Ссылка на «простое зрение» не имеет никакого значения, так как она никак не исключает «доказательства». Формула Мальбранша, приведенная мною, имеет классический характер и с разъяснения ее следовало бы начинать всякую методологию. Вы можете прийти к своей истине каким угодно путем, но раз вы хотите убедить в своей истине других, вы вынуждены «рассуждать», т. е. в конце концов тем или иным способом Доказывать.

Похожие записи

  • 03.07.2015 Положительная философия Теперь, как же сопоставлять Джоберти с Гуссерлем через Платона? Платона, по моему наблюдению, Джоберти знал не достаточно глубоко, преимущественно из вторых рук, принимал его в «понимании» […]
  • 10.07.2015 Принципиальная критика Однако, если бы переводу этой книги суждено было увидеть свет, желательны были бы и некоторые, хотя бы в порядке редакционном, дополнения к ней. Это пожелание можно отнести к главам о […]
  • 28.07.2015 Русский язык Надо сознаться, русский переводчик «Исследования» выбрал для своего перевода очень удачный момент. Не только потому, что Юма уже давно следовало перевести на русский язык, а теперь в […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.