Первая субстанция

Первая субстанцияТакое совпадение необходимо, ибо иначе мы имели бы не одну идеальную формулу, а две. Отсюда требование: найти такое понятие, которое, с одной стороны, существенно отличалось бы от понятия Сущего, а, с другой стороны, имело бы с ним внутреннюю связь. Такое понятие Джобер — ти видит в понятии Существования , из определения которого следует, что идея существования не может существовать сама по себе, а необходимо относится к другой идее, как действие к причине. Такой идеей-матерью может быть только Сущее. Дух, рассматривая существование как действие, ищет причину, в которой видит новое действие более высокой причины, и т. д., пока не дойдет до причины абсолютной и по своей природе необходимой. Такой причиной и является Сущее. Поскольку идея причины применяется к Сущему, она должна браться чисто и абсолютно, т. е. быть первой и действующей причиной. Как первая, она не есть действие другой предшествующей причины; как действующая, она производит не только форму и модальность своих действий, но и всю их субстанциальность. Она есть, следовательно, Первая причина и Первая субстанция. «Первая и действующая причина должна быть Творческой , потому что, если бы она не была таковой, она не могла бы обладать этими двумя свойствами» . — Таким незамысловатым и мало оригинальным путем Джоберти подвел нас к новому выражению идеальной формулы. Разъяснив ближе понятие творения, Джоберти возвращается к идеальной формуле, и провозгласив ее: Сущее творит существующее, делает следующее заключение: «В этом предложении Идея выражается понятием творящего Сущего, заключающего в себе понятия существования и творения; поэтому, эти два понятия косвенно участвуют в Идее и в интегральных элементах формулы, которая ее выражает. Идея Сущего есть принцип и органический центр формулы; идея творения в ней есть органическое условие: три понятия, воссоединенные вместе, образуют идеальный организм… Как субъект идеальной формулы содержит implicite суждение: Сущее есть, так предикат содержит другое суждение: Существование суть в Сущем».

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.