Первая вещь

Первая вещьДальше, как увидим, Эрн обнаруживает большую независимость от Джоберти. По вопросу о том, как же мы приходим к установлению идеальной формулы, Эрн сообщает: «Первое философское, как Сущее, Реальное, должно быть исходным пунктом идеальной формулы» . Но откуда это «реальное», так невинно, в запятых, между прочим, вдруг проникшее в наше рассуждение? Или «cosa» потому и стал «реальностью», что нужно было подготовить это «реальное»? Сам Джоберти, куда смелее: fiat, и Сущее стало «реальным»!.. До сих пор мы знали, что «первая вещь» есть Первое онтологическое, т. е. это «начало» того действительного порядка вещей, который мы в просторечии зовем миром и к которому, как часть к целому, принадлежим. Если само Абсолютное, как одну из идей Первого философского, мы признали относительным, то тем более относительна эта «первая вещь» нашего действительного мира. Мы ухватились за Сущее только потому, что в ней никакой относительности нет, мы в нем признали тем самым чистую идею. Как же теперь эта идея оказывается реальным? Или «реальное» Не значит действительное, нас окружающее? Но одно из двух: или Сущее — реально, и тогда оно относительно, или Сущее — идеально, тогда оно безусловно, но только не реально. Выход из этой дилеммы известен: есть два мира — данный, иллюзорный, «представление», и «реальный» за ним, трансцендентный. Сущее — трансцендентно, и в этом смысле — реально и безусловно. Прекрасный выход для того, кому не жаль репутации не то что «самого критического философа», но даже просто заурядного критика, но ведь Джоберти, во-первых, так накричал на «психологистов», что как будто неловко ему теперь прикрывать свою наготу плащом Субъективного идеализма, а во-вторых, он обещал нам, что Сущее есть также Первое психологическое, а трансцендентное, как Первое психологическое, есть чудо, в которое и не всякий католик поверит. Это чудо Джоберти изображает следующим образом: «Идея Сущего, как мы ее разъяснили, содержит некоторое суждение. Невозможно, чтобы дух имел первоначальную интуицию Сущего, не признавая, что Сущее есть; ибо в противном случае бытие было бы ничем и реальное Сущее не было бы реальным; что неприемлемо. И реальность Сущего не обнаруживается в духе, как нечто случайное, относительное, что может не быть, а напротив, как необходимое, абсолютное, и такое, противоположность чему ни мыслима, ни осуществима» . Названное суждение, таким образом, выражается в словах: «Сущее необходимо» . Итак, с одной стороны, Сущее — Реально, а, с другой, Необходимо по закону противоречия, т. е. только мыслимо, — таково непритязательное описание Сущего у Джоберти. Но как же от мыслимости перейти к реальности?..

Похожие записи

  • 28.07.2015 Русский язык Надо сознаться, русский переводчик «Исследования» выбрал для своего перевода очень удачный момент. Не только потому, что Юма уже давно следовало перевести на русский язык, а теперь в […]
  • 29.05.2015 Коренная предпосылка С. Данелия облегчил себе дело, признав указанное противоречие за Основное. Легкий способ его устранения, предлагаемый автором, в действительности не преодолевает тех трудностей и […]
  • 15.06.2015 Логическое основание Эрн прямо переводит здесь «alia ragione» — «к логическому основанию», и на этот раз его интерпретация имеет основание, но зато в таком случае Эрн не прав, называя «принцип основания», как […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.