Первоначальная интуиция

Первоначальная интуицияКак видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы в высшей степени важно, чтобы Джоберти показал, как эта «первоначальная интуиция», невзирая на противоречивые атрибуты Сущего, просветляет не только католические, но и еретические головы? Ответ Джоберти не лишен остроумия, и, как многое остроумное, мысль Джоберти проста: человеческий дух — ограничен и потому легко может впасть в психологизм и гетеродоксию, посему Джоберти заставляет сперва философствовать Самого Бога, — , — а человеку остается только слушать, верить и потом рассказывать услышанное своими словами. Бог, как автор первоначального суждения, говорит: Я есмь необходимо; дух тут «не судья» , а только «свидетель и слушатель» . Это «выслушивание» есть «первоначальная интуиция», которую дух может только формулировать в суждении «Сущее есть необходимо», не обнаруживая при этом своей воли и свободы, как он это делает в других суждениях. Но произнося свое суждение: «Сущее есть», очевидно, дух уже выходит из первоначального интуитивного транса, «философствует» уже не Бог, а сам человек. Этот второй гносеологический момент Джоберти характеризует как момент Рефлексии. Туг опять может быть произвольность, субъективность и человечность, но нужно только, чтобы оно было простым повторением суждения интуитивного, и тогда оно останется «законным и имеет объективную ценность» . Ну, а если человек услышит одно, а скажет другое, и, как знать, не грешит ли этим сама католическая церковь? Но больше того, как заставить человеческий дух, обнаруживающий иногда удивительные порывы своеволия, быть «просто свидетелем и слушателем»? Если он захочет вступить в дальнейшее собеседование с Богом и расспросить Его о некоторых весьма крупных неудобствах созданного Им мира? Нельзя! — потому что, «если бы дух был дефинитиром, а не простым зрителем, первое суждение, основа всякой достоверности и всякого другого суждения, было бы субъективно, и скептицизм был бы неизбежен» . Такова обратная сторона всякого Догматизма: он непременно ведет к скептицизму! Никто не обязан верить Моисею и его диалогу у горы Хорив, а потому если бы наш «самый критический философ» был прав, ничего не оставалось бы, как предаться скептицизму…

Похожие записи

  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.