Практические следствия

Практические следствияМожет быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же последовательность тогда требует, чтобы все теории, построения, выводы и практические следствия такого рассмотрения не притязали на земное признание. Между тем, такова всегда была, — может быть, Почти всегда, но я исключений не знаю, — тенденция богословских систем философии; есть она и у Джоберти. Идея, например, воплощается в Церкви с папой во главе, не «небесным», а земным, «живым, настоящим»; ортодоксия и гетеродоксия не только философские направления, a Imprimatur или Index librorum prohibitorum, — «живой, настоящий» и т. д. Печальная роль философии в устроении земли по «идеальному типу» неба в том, что она должна служить какой-то посредницей, «комиссионером», в ведение которого отдается все «познаваемое», а только инструкции она получает от «сверхпостижимого». Философия совершенно так же должна устраняться от комиссионных поручений неба, Как она должна остерегаться предприимчивости инженеров, — Джоберти и Спенсеры, аббаты и инженеры, одинаково готовы сделать из нее рабу, хотя и для разной работы. Оберегая свою свободу, философия должна в самом начале отстранять всякие предложения «сделок», как со стороны богословия, так и со стороны техники. Во всех же заверениях о «тожестве философии и религии» , об их «параллелизме» и т. п., ничего нет для философии ни почетного, ни доброго. Последним вершителем и разрешением всех вопросов у Джоберти служит «сверхумопостигаемое», — и прекрасно, но пусть он не впутывает этих решений в «постижимое», ибо с трудом, может быть, но здесь мы разберемся и без его помощи. Я не против всякого рода небесных теорий вообще, и свободы их высказывания, — даже если им место — в Индексе глупости, — но я против того, чтобы благоустроение неба навязывалось земле. Можно говорить сколько угодно о «сверхпостижимом» — но нельзя заставить думать, что этим разрешается хотя бы малейшая земная загадка. А что касается энтузиазма, с которым преподносятся богословские банальности, то в этом деле им не уступят и позитивистические банальности — «Бог создал мир из ничего» можно произнести с таким же апломбом, как и «Мир есть движение атомов», и одинаковую ценность имеют выводы: из первого, что нужно устраивать церковный приход и не отделять церкви от государства, а из второго, что нужно питаться рыбою, чтобы быть умным и хорошим. Все это дела — Нефилософские.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Собственная воля Главное же, не следует забывать всего хода рассуждения у Джоберти: признав «творение» существенным для Сущего, он, не умея объяснить это понятие, скрывает его за идеей непознаваемости […]
  • 18.05.2015 Положительный двигатель Впрочем, Вы сами «рассудок» уподобили «фонарю» «бешено мчащегося автомобиля». Применительно к «рассудку» это, пожалуй, даже эвфемизм, а насчет «разума» допустимо что-нибудь менее […]
  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.