Принципы миропонимания

Принципы миропониманияТаков — миф. Но Лосский хочет связать его с некоторыми Принципами миропонимания, которое он называет Органическим. Сколько речь здесь идет уже не о мифе, а о философии, позволю себе высказать некоторые критические соображения о самих этих принципах, тем более, что я вовсе не считаю, чтобы была какая-либо необходимость связывать мифологию с философскими принципами, и обратно, стремиться перейти от принципов к мифологии. Думаю, что и у Н. О. Лосского принципы — сами по себе, и мифология — сама по себе.

Лосский противопоставляет органическое целое неорганическому. «Рассматривая отношение целого к элементам, можно утверждать, что элементы суть Первоначальное бытие, а целое есть нечто Вторичное, элементы суть Основное бытие, а целое Производно из них; в таком случае абсолютное бытие, т. е. бытие совершенно самостоятельное, может быть найдено только среди элементов, т. е. путем Нисхождения от сложного к более простому, так как целое согласно этому учению есть бытие Относительное, обусловленное своими элементами и зависимое от них» . «Органическое понимание целого прямо противоположно неорганическому. Оно состоит в утверждении, что целое — Первее своих элементов, что целое — есть нечто Основное, а элементы производны; абсолютного бытия сторонник органического мировоззрения ищет не путем нисхождения от целого к элементам, а в самом целом или, еще чаще путем восхождения от целого в сферу еще более высокую, в область сверхмирового бытия, Бога» . Так, социолог, полагающий, что государство есть только сумма человеческих особей, создавших общественную организацию как средство для достижения целей индивида; натуралист, понимающий возникновение организмов животных и растений, как его понимал Эмпедокл, — оба придерживаются Неорганического учения о целом. Лучшим примером неорганического целого является, однако, «груда камней на дне пересохшего горного потока». Напротив, Органическое понимание видит в государстве не сумму индивидов, а целое, существующее благодаря тому, что у индивидов есть Сверхиндивидуальная сторона, — в государстве, следовательно, есть «особые сверхчеловеческие цели» и граждане его «способны, хотя бы отчасти, на бескорыстный патриотизм и самопожертвование» ; в организме для него целое является опять-таки первее частей, поскольку ткани его и органы возникают на основе существующего, хотя бы простейшего организма. И только «груда камней» не находит себе параллельного противопоставления в органическом понимании, но так как, надо думать, для нее существенно не то, что неорганическое понимание берет ее «на дне пересохшего горного потока», то органическое понимание надо искать не в «груде камней», скажем, на городской мостовой, а где-то в другом месте.

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.