Признания Декарта

Признания ДекартаОн не верит собственным признаниям Декарта о его уважении к церкви и стремится доказать, как мы видели, несогласуемость его учения с «католическими принципами». Почтенному патеру не по нраву свобода исследования в области принципов философии, и он питает понятное нерасположение к Декарту, искавшему этой свободы. «Но спекуляция философа, — возражает он самому себе, — должна быть свободна, а тут она связывается религиозными догматами. — Я отвечаю, — устраняет он собственное возражение, — что она должна быть свободна в рассуждении, в дедукциях; но она не должна быть и не может быть свободна, что касается принципов и дела интуиции. Религиозная догма в философии относится к принципам; нелепо для них требовать свободы. Я знаю, что Декарт и вся современная философия, идущая от него, требовала введения исследования и, следовательно, свободы выбора принципов; но я покажу в своем труде, насколько эта задача неразумна и смешна» . В своей ярости Джоберти идет дальше… и заходит слишком далеко. Декарт, по его взглядам, не только теоретически несостоятелен, он уничтожает также фундамент морали и религии… И Джоберти свидетельствует о своей солидарности с декретом Конгрегации Индекса, направленным против сочинений Декарта.

Вторая часть книги Эрна, под заголовком «Основы онтологии», излагает положительное содержание философии Джоберти. Она составлена по уже знакомому нам методу, и только последняя глава этой части, «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии» , представляет собою оценку Джоберти и обнаруживает самостоятельную работу автора, и потому заслуживает особенного внимания; в смысле самостоятельного творчества это вообще самая интересная глава в книге. Мы сперва остановимся однако на изображении Эрном «онтологизма» Джоберти, или правильнее было бы говорить, как уже ясно из предыдущего, его Теологизма: первое познание невозможно, по его мнению, без откровения, «теология, следовательно, в силу этого, — говорит он, — а никак не психология, должна была бы быть преддверием онтологической науки» .

Похожие записи

  • 23.06.2015 Сторона исторического материализма Таким образом, эта сторона исторического материализма у него Не отнимается, но есть нечто, что вносит в него еще значительные Добавления. Дело в том, что при анализе социологического […]
  • 27.06.2015 Определение психологизма Теперь ясна и цитата, приводимая Джоберти—Эрном, я только в ней исправил бы перевод Эрна и вместо «построенные на идее бесконечности», перевел бы буквально: «выведенные из идеи, которую мы […]
  • 10.07.2015 Принципиальная критика Однако, если бы переводу этой книги суждено было увидеть свет, желательны были бы и некоторые, хотя бы в порядке редакционном, дополнения к ней. Это пожелание можно отнести к главам о […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.