Проблема позитивного научного знания

Проблема позитивного научного знанияВы говорили мне, что в моей работе заметна Некоторая близость к Бергсону и нео-реалистам. Это совершенно верно: я нахожу, что Бергсон и нео-реалисты кое в чем сходятся с трансцендентальною философией, с точки зрения которой тоже ведь реальность Дается все же чувственности, но не измышляется рассудком, и вопрос о том, что реально, не есть вовсе проблема позитивного научного знания, которое исследует лишь отношения между реальностями. Говорить более подробно о моих философских убеждениях здесь очень трудно, тем более что, должен сознаться, для меня самого они еще недостаточно ясны: я только работаю над их прояснением, наметив себе только самые общие вехи. Не только я, который явился к Вам со своею работой, как начинающий, но даже и те, которые посвятили развитию своего философского убеждения несколько десятилетий, не могут всегда похвастаться тем, что они дали точное изложение этого убеждения, ибо точное изложение есть изложение непротиворечивое. Поэтому, хотя я и очень польщен тем вниманием, которое Вы уделили выяснению моих собственных философских взглядов, однако я понимаю, как трудно должно быть по представленной мною Вам работе судить о содержании этих взглядов: но не легче судить, разумеется, о том, правильно ли мною изображено учение Демокрита. Я был бы удовлетворен уже и тем, если бы Вы признали, что работа моя выполнена с достаточной степенью научной подготовки. Если Вы признаете и то, что выводы мои верны материально, что я проявил достаточно научной исследовательской инициативы и, не смущаясь крупных авторитетов Целлера, Гирцеля и Наторпа верно указал наличность противоречия в представлениях Демокрита о знании и этим самым обнаружил то, что до сих пор оставалось в тени, — то это будет еще лучше. Наконец, если Вы признаете, что мною верно указан и источник противоречий у Демокрита, то это будет maximum того, что я мог бы в данном случае желать. Судя по Вашим словам, я думаю, что в решении вопроса об источнике противоречий у Демокрита я расхожусь с Вами только в формулировке. Вы считаете источником противоречия у Демокрита то, что он знание понимал как отображение действительности. Я же считаю источником противоречий у Демокрита то, что у него не было теории знания и потому, держась до-научного или наивно-реалистического представления о знании, он не умел отделять понятия «истинное или действительное знание» от понятия «знание о действительно существующем». Но ведь это, кажется, одно и то же по существу: одно и то же ведь утверждать: «для Демокрита истинное знание есть отображение действительности» и говорить: «Для Демокрита истинное знание есть знание о действительности». Я согласен с тем, что Ваша формулировка превосходит мою по точности и ясности. Однако положение «источник противоречий у Демокрита в том, что у него знание есть отображение действительности» не в такой степени сильно расходится с положением «источник противоречий у Демокрита в том, что у него истинное знание есть знание о действительности», чтобы придерживающийся первого положения мог бы сказать, что вывод моей работы, сводящийся ко второму положению, для него неприемлем по существу. Поэтому, думается, что разногласие между нами в оценке содержания конечного вывода моей работы, насколько я мог понять Вас, не так велико.

Похожие записи

  • 20.07.2015 Выводные условия Конструируя свой «факт», Вы провозглашаете его «предпосылкой», и, как будто какое озорство содеяли, похваляетесь: да, предпосылка, не боюсь! Но когда очень уж так напирают: «не боюсь», […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 23.06.2015 Положительный результат Диалектика приводит к Положительному результату, так как она имеет Определенное содержание, или, иначе говоря, так как ее истинный результат есть поистине не Пустое, Абстрактное ничто, а […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.