Профессор Хвольсон

Профессор ХвольсонСкромность пределов, в которых держит профессора Хвольсона его заповедь, особенно сказывается в результатах, которых он достигает. Оказывается, «не трудно дать понятиям о знании и вере характеризующие их определения» и «довольно просто» ответить на вопрос, «чем же они отличаются друг от друга» . Именно, «вера имеет характер чисто субъективный», «знание также связано с субъективной уверенностью; но в то же время оно, понятно, обладает и объективной обязательностью, и поэтому может быть передаваемого от одного лица к другому» . Это действительно «довольно просто». Тем не менее в одном отношении хотелось бы большего, — узнать, Куда же относится все то, что сообщает нам профессор Хвольсон: к знанию или к его вере, имеющей характер «чисто субъективный», но тем не менее передаваемой, как его слушателям, так и его читателям. И в особенности хочется это знать, когда мы у него находим положение такой чрезвычайной важности: «Разум человека имеет свои пределы, за которыми лежит то, что остается навсегда от него скрытым, и только наивное непонимание той роли, которую играет в жизни человека маленькое наше знание и огромная, всюду проникающая вера, может привести к мысли, что человек когда-либо поймет то, что лежит за этими пределами» . Если только наивное непонимание приводит к мысли, что человек когда-нибудь поймет то, что лежит за пределами разума с его маленьким знанием, то ведь это значит, что, говоря об огромной всюду проникающей вере, мы говорим о том, что лежит в сфере непонимания, и таким образом силою самих вещей мы обречены на постоянное нарушение роковой заповеди. Вот и думается, что само это положение уж никак не продукт веры почтенного автора, а продукт его знания, и тут его скромность, заставляющая его отказаться от доказательства этого своего положения, как чрезмерная, должна вызывать в нас чувство величайшего сожаления.

Похожие записи

  • 10.06.2015 Наивный реализм С точки зрения здравого смысла разницы между феноменализмом и наивным реализмом не существует: мир есть как он дан. Таков исходный пункт и эмпирической науки. Но не таков атомизм […]
  • 31.05.2015 Приблизительность мышления Так как весь рассматриваемый отдел почти сплошь состоит из цитат, то первое, что обращает на себя внимание, это — большая свобода Эрна в передаче их на русский язык. Эрн сам отмечает, что, […]
  • 20.07.2015 Выводные условия Конструируя свой «факт», Вы провозглашаете его «предпосылкой», и, как будто какое озорство содеяли, похваляетесь: да, предпосылка, не боюсь! Но когда очень уж так напирают: «не боюсь», […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.