Противопоставление миросозерцания

Противопоставление миросозерцанияЯ сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение включения одной конкретной структуры в другую, нечто вроде также химического раствора, жидкого, ибо, с одной стороны, жизнь принято сравнивать с «течением», а, с другой стороны, жидкости в природе, в жизни суть растворы. Всяческое, в том числе и философское, знание растворяется в миросозерцании и жизни, — пользуясь здесь этими словами promiscue, хотя и не отожествляя соответствующих им смыслов, — но только до известной степени. По достижении нужной крепости раствора начинается пересыщение. И вот, как этот избыток может кристаллизоваться в присущие ему правильные формы, так и знание философское может откристаллизоваться в свои формы. Это есть философское знание, Мысль как искусство, а не только как жизнь. Но разве не «искусство» включается в жизнь и в ней растворяется? Много шуму из-за этого вопроса! Какая жизнь? Чижик чижиком и Гегеля в себя не включит, а чижик в Гегеле без остатка растворяется. Вам, может быть, Жизнь Гегеля не нравится, — мне — тоже. Но ведь каждый свою жизнь не из книжек вычитывает, а за свой страх и свою совесть своим трудом зарабатывает. Так же и до мировоззрения надо своим горбом дойти, а не у профессора философии за рубль с полтиной получить.

Философия как знание и как искусство ни жизни, ни мировоззрению не учит. Пора перестать сваливать на философов собственное нежелание и неумение жить и смотреть на мир как хочется и как Бог велит. Жизней и обителей много. Есть конечно, и философия, как жизнь, только опять — ни для кого не обязательная и не общеобязательная. Каждый философ — на свой образец. И никакой не хуже и не лучше другого, как не хуже и не лучше не-философа. Один живет в мысли и душе, другой в созерцании собственного пупа, третий — природы и вообще хороших видов, но рассуждать о сем не дело философии, а морали. Можно и в этом занятии признать жизнь: кому весело, пусть морализирует — тоже не хуже и не лучше.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Собственная воля Главное же, не следует забывать всего хода рассуждения у Джоберти: признав «творение» существенным для Сущего, он, не умея объяснить это понятие, скрывает его за идеей непознаваемости […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.