Реальные стороны

Реальные стороныИ далее, в «Энциклопедии»: «Объективность мы сопоставляли с бытием, существование с действительностью; точно также мы должны сопоставить переход к существованию и действительности с переходом к объективности. Основание, из которого происходит существование и рефлективное Отношение, которое снимает себя и переходит в действительность, есть не что иное, как еще не вполне Положенное понятие, или, иначе говоря, они суть только его абстрактные стороны: основание есть лишь его существенное Единство, а отношение есть лишь соотнесение друг с другом Реальных сторон, которые лишь должны быть Рефлектированы в самое себя. Понятие же есть единство их обоих, и объект есть не только существенное, но в самом себе всеобщее единство, содержащее в самом себе не только реальные различия, но и эти же различия как тотальности. …Если, впрочем, будем брать это единство в совершенно общем виде, оставляя в стороне одностороннюю форму его в-себе-бытия, мы найдем, что оно, как известно, служит Предпосылкой онтологического доказательства бытия божья и выступает в этом доказательстве как Наисовершеннейшее»54.

Конкретное, как сросшееся есть генетическое, а не феноменологическое определение; феноменологическое: то, что различается в самом себе.

«Это» — не есть конкретное даже по определению, произвольному = «сросшееся» Ильина. Есть «представление» ни конкретное, ни абстрактное — см. Bolzano В. Wissenschaftslehre. Bd. I. R 260.

Стр. 40, 42, 44 — Спекулятивное мышление Ильин определяет, как мышление + созерцание: «спекулятивное мышление есть не просто абстрактное мышление, а нечто большее: мышление, своеобразно сочетавшееся с созерцанием»55. И далее: «Спекулятив — ная мысль есть не только мысль, но вместе с тем, как таковая, — и созерцание». Обильных ссылок на Гегеля на сей раз нет. Что же значит этот + ? Это значит: «опосредованность уступает место непосредственному единству». По поводу «опосредованное™» — ссылки. Но не много — не более 15. Однако понятия непосредственности и опосредованности едва ли не важнейшие у Гегеля, и вовсе не ограничиваются указанными Ильиным в примечании «А» и «В»: «Опосредованность понимается Гегелем обычно, как обусловленность элемента “А” отношением к “инобытию” — к элементу “В”…». Оно и шире и многообразнее и глубже.

Похожие записи

  • 28.06.2015 Законы логики К черту все законы логики! Страхов считает, что была мышь да кошка, Двое, съела кошка мышь, стало одно, и называет это Сложением. Почему не вычитанием? Было двое, одного съела кошка, […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 17.07.2015 Религиозный реформатор «Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.