Религиозный реформатор

Религиозный реформатор«Там, где Лютер хотел быть религиозным реформатором, — замечает Эрн, — Декарт хотел быть Философом, и потому его дело подпадает под аргументы философского порядка и подлежит логическому рассмотрению» . Такому подходу к делу нельзя не сочувствовать, а потому очень жаль, что Эрн не применил этого принципа к рассмотрению философии Джоберти, и в частности по поводу отношения Джоберти к Декарту. Увлеченный апологетическими целями, он и здесь не точно изображает самого Джоберти, и, — что еще большее упущение, — не поднимает своего голоса историка философии и философа против явно пристрастного и несправедливого Джоберти. Он только цитирует, но не анализирует. Конечно, это делает честь Эрну, что он стремится выбрать из клерикального арсенала Джоберти лишь философские аргументы, но зато он не дает русскому читателю истинного облика этого противника «свободной мысли» , а делая вид, что аргументы Джоберти не вызывают сомнений, он совершает грех и перед самой философией.

Если я правильно понимаю Эрна, то он придает значение, главным образом, пяти аргументам Джоберти, на которых я по порядку и остановлюсь. 1) «Декарт начинает с сомнения. Он его называет методическим и в то же время универсальным. Джоберти сомневается в правильности такого Начала. “Кто начинает с сомнения, тот должен и кончить им, ибо вершина познавательной пирамиды должна быть однородной с ее ‘основаниями’”» . Убийственное «ибо»!.. Но почему Эрн не привел другого аргумента Джоберти Против скептицизма Декарта, — аргумента не столь убийственного, но весьма характерного для Джоберти: «Методический процесс и абсолютное сомнение, которое Картезий предпосылает своей философии, никаким образом не могут быть согласованы с католическими принципами».

Похожие записи

  • 15.06.2015 Студенческие руководства К научному преподаванию автор «Курса» безусловно не подготовлен, и вообще научно невменяем. В его работе нет и следа научного метода. Он не знаком ни с источниками, ни даже с […]
  • 10.02.2016 Желание историков философии Вообще говоря, желание историков философии — Целлера, Гирцеля, Наторпа представить учение Исторического Демокрита более цельным и последовательным, понятно. Но Данелия правильно […]
  • 24.07.2015 Цитируемое место Цитируемое место из Гуссерля: «быть может, во всей жизни новейшего времени нет идеи, которая была бы могущественнее, неудержимее, победоноснее идеи науки. Ее победоносного шествия ничто не […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.