Система Аристотеля

Система АристотеляС одной стороны, психологизм возникает уже в системе Аристотеля, поскольку Аристотель себя противопоставляет Платону и критикует последнего, с другой стороны, свою мощь и власть над новоевропейским сознанием психологизм получает вследствие религиозной реформы Лютера» . Исторически тут, разумеется, очень интересный факт: Декарт, который стремился освободить философию от аристотелевской непогрешимости, оказывается, имел в его лице своего предшественника, и тот же Декарт, который писал: «я ни за что не хочу издавать сочинения, в котором самое малейшее слово могло бы не понравиться церкви», оказывается, заражен Лютеровой ересью. Так как две страницы, занятые у Эрна доказательством этого его исторического тезиса, почти сплошь состоят из цитат, то может явиться вопрос: не есть ли это опять крайнее доверие Эрна к Джоберти? Но на поверку выходит, что, как я сказал, мысли Джоберти здесь переданы не вполне точно.

Абзац об Аристотеле состоит из трех цитат, но последняя, — кстати, неясно откуда взятая автором, — говорит только о номиналистах, две первые — об Аристотеле и номиналистах. Первая из них взята из предисловия Джоберти к его сочинению Del Buono и по контексту ее видно, что Джоберти противопоставляет здесь Платона и Аристотеля в их этическом учении, так что видеть в этом указание на то, что Аристотель является предшественником Декарта в его психологизме, никак нельзя. Кроме того, цитата не переведена Эрном до конца, конец же ее гласит: «и было возобновлено в наши дни Антонио Розмини и его школой», — вот, а о Декарте ни слова. Вторая цитата называет Аристотеля «ге — теродоксом и психологистом» , но опять не сказано ничего об его отношении к Декарту, а что же удивительного, что Джоберти находит у Аристотеля «психологизм», раз Аристотель был не только гетеродоксом, но даже просто язычником. Очевидно, что если Эрн, знаток Джоберти, не нашел у него более ясных для своей мысли цитат, то их и нет. Но зато есть у Джоберти иные места, которые обнаруживают иное отношение его к Аристотелю, чем то, которое изображает Эрн. Джоберти определенно противопоставляет Декарта и Аристотеля и вводит последнего в ряд Своих героев философии: Платон, Аристотель, св. Августин, Лейбниц, Мальбранш ; Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Бонавентура, Фома ; Пифагор, Платон, Аристотель, св. Августин, Лейбниц, Вико ; «И когда я сравниваю философские труды этого писателя с Диалогами Платона, Метафизикой Аристотеля, Троицей св. Августина, и “Summa” Аквината, я не нахожу ничего, что можно было бы поставить в параллель его высокомерию, — разве только примерную простоту его почитателей. Картезий, я повторяю, был великим математиком; но он был самым плохим философом».

Похожие записи

  • 14.06.2015 Католическая церковь У Джоберти его мысль все-таки развита лучше. Он пытается, по крайней мере, осветить ее в более широком историческом масштабе, о чем Эрн не сообщает читателю уже прямо в ущерб Джоберти. […]
  • 31.01.2016 Исторические влияния Не многим больше дает книга Эрна для уяснения других исторических влияний в философии Джоберти, и это относится как к тем философским течениям, которым Джоберти сочувствовал, так и к […]
  • 09.07.2015 Введение в философию По мнению О. Кюльпе, автора известного «Введения в философию», «в литературе можно отметить два существенно различных способа выполнения номинально одной и той же задачи» — составления […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.