Собственная воля

Собственная воляГлавное же, не следует забывать всего хода рассуждения у Джоберти: признав «творение» существенным для Сущего, он, не умея объяснить это понятие, скрывает его за идеей непознаваемости сущности. Но именно идеи творения сам Джоберти не мог найти ни у одного из древних философов. «Платонизм» здесь можно было бы навязать Джоберти только против его собственной воли.

He буду останавливаться на том, что видно из простого сопоставления обеих ссылок, т. е., что между ними нет ни связи, ни единства мысли, что тем более не видно, с какой стороны вопрос о бессмертии имеет отношение к учению Джоберти о творении и сверхумопостигаемости Сущего.

Так-то у Эрна получается ответить на вопрос: «откуда Джоберти заимствовал основную идею своей теории сверхразумною и на что опирался, поставляя в связь сверхразумное с первоначальной интуи — циею» . Этот Платонический экскурс Эрна, однако, тем интереснее, что это — случай, где Эрн не повторяет слова Джоберти, а производит самостоятельное исследование. И, вот теперь, я опять высказываю сожаление по поводу того, что Эрн не указал другой, на мой взгляд, более поучительной исторической параллели. Я уже отмечал выше некоторые пункты соприкосновения между Кантом и Джоберти. Теперь Джоберти сам подчеркивает некоторые моменты параллелизма, не лишенные интереса. Дело ведь не в том, что Бог непостижим или не до конца постижим, — труднее найти тех, кто утверждал бы Его полную постижимость, — а дело в утверждении Джоберти, что «сверхумопостигаемость» Сущего, Непознаваемый элемент в Нем, есть Его Сущность. Именно в Этом пункте своеобразие Джоберти — в том, что он утверждает одновременно, что «сущность есть непознаваемое в вещи» и «принцип познаваемого» , «источник всех свойств, какие находятся в объектах» , Сущее, как причина, творящая существующее. Ведь это и есть не что иное, как пресловутая Вещь в себе в кантовском понимании, — в этом пункте Кант такой же онтологист, как и Джоберти; Кант — сенсуалист и психологист только по отношению к миру явлений, т. е. по отношению к Существующему. Сам Джоберти заявляет, что «идея того, что простирается за эти границы и идея непостижимых для нас оснований Сущего называется «Сущностью‘, если рассматривается вещь сама по себе, и Сверхумопостигаемым, если имеется в виду наша способность познания» . Разница с Кантом у Джоберти больше всею терминологическая: как ни неудачна терминология Джоберти, у Канта она еще хуже: интеллигибельное у него непостижимое и разум — неспособность познания. Сам Джоберти следующим образом изображает свое отношение к Канту в этом вопросе: «Сверхумопостигаемое, в смысле субъективной природы своего принципа и в непроницаемой реальности своего объекта, по истине, есть Ноумен Эммануила Канта, и основа единственной трансцендентальной философии, какая явилась бы возможной для человеческого духа».

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.