Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействиеТо же mutatis mutandis относится к обществу как организации — социальное взаимодействие должно быть первее динамического, и, если мы не хотим впасть в ошибку психологического индивидуализма, мы должны признать, что здесь нет ни «элементов», ни «целого», из которых одно или другое было бы «первее». 2) Это противопоставление покоится на логическом смешении понятий. «Словом Целое, — говорит Лосский, — я обозначаю всякий предмет, в котором можно различить хотя бы только мысленно многие стороны, куски, отрезки, и т. п. Всякую отдельность, различенную в составе целого, назовем словом часть или лучше словом Элемент. Само собою разумеется, слово элемент имеет здесь Относительное значение: под ним разумеется не что-либо абсолютно простое, далее неразложимое, а всякое такое, что выделено из состава целого и в Отношении к этому целому Более просто » . Коротко, здесь своеобразно переплетаются следующие пары относительных понятий: целое — часть, множество — — элемент, организм — орган.

Лосский, конечно, «обозначает» и «называет» не по своему капризу. Но если сообразоваться с действительным значением терминов, которыми он пользуется, то все это разделение есть не что иное, как противопоставление «более сложного» «менее сложному» или «более простому», а тогда все его «органическое» понимание есть мировоззрение, принимающее «более простое» за вторичное и производное, а «более сложное» за первичное. По какому же праву «более сложное» у него называется «целым»? Может быть, целое Всегда сложнее части? Но я бы, например, назвал единицу целым более простым, чем части, из которых она может быть сложена, если эти части суть, скажем, или я не назвал бы правильный треугольник, сложенный из множества неправильных многоугольников, «более сложным», чем эти последние. Но что значит, с другой стороны, противопоставление «целого» и «элемента»? Об элементе мы говорим там, где рассматриваем вещь как «множество», и тогда элемент, действительно, далее неразложимая единица такого множества; кроме того, это множество может состоять из «членов», разложимых на «элементы».

Похожие записи

  • 13.05.2015 Современная философия Последняя глава второй части книги Эрна «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии» — самостоятельная глава, в которой подводятся итоги и даются оценки. Правда, […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.