Социальный признак
Признавая лучшим определением религии то определение, которое подчеркивает «социальный признак» в религии, как ее существенный элемент, автор в этом же направлении углубляет анализ понятий и приходит к определению религии, согласно которому ее основным признаком являются те тревоги совести, колебания или «неловкости» , которые создают препятствие для свободного применения наших способностей. Основную идею этого определения Рейнах сводит к понятию, давно ставшему для этнологии термином — табу, отличительным признаком которого является то, что запрещение немотивированно и предусматриваемая санкция в случае нарушения табу не есть наказуемость со стороны гражданского закона, а некоторое бедствие, поражающее виновного, как, например, смерть, слепота и т. п. Именно под влиянием табу создается, по мнению автора, противопоставление священного и мирского, запрещенного и дозволенного, которое ложится в основу религиозных законов и благочестия. Другим существенным фактором религии является Анимизм. Естественному, «почти физиологическому» как выражается Рейнах, действию этого фактора обязаны концепции тех невидимых гениев, которыми кишит природа — духов солнца и луны, деревьев и вод, грома и молний, гор и скал и т. п. Наряду с этими основными факторами Рейнах подчеркивает значение не менее общих, хотя менее мотивированных факторов, как Тотемизм и затем Магия первобытного человека.
Не следует при оценке этой книги игнорировать и тех дидактических мотивов, которыми руководится автор и которые побуждают его рекомендовать научное изучение истории религии. Ее университетское преподавание — констатирует он — находится еще в младенческом состоянии, между тем изучение истории религии способно не только служить образованию, как такому, но также и «освобождению человеческого духа».