Современная философия
Последняя глава второй части книги Эрна «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии» — самостоятельная глава, в которой подводятся итоги и даются оценки. Правда, сам Эрн определяет задачу этой главы как задачу «не столько критическую, сколько истолковательную» , но, как увидим, «критика» у него есть, хотя и не по отношению к Джоберти.
Пять признаков, по Эрну, характеризуют философию Джоберти. 1) «Исходным пунктом философии Джоберти является субъективно-объективный момент тожества философии и религии» . — Это не вполне точно. Более точная формула Джоберти гласит: «идеальная и католическая наука обнимает философию и теологию, и поэтому она — единственная совершенная дисциплина в порядке рационального познания» . Тогда и признак этот можно было бы формулировать, мне кажется, точнее: Исходным пунктом, как и завершающим, философии Джоберти является его Католицизм. 2) Историко-философское противопоставление Психологизма и Онтологизма . Опять, мне кажется, как видно из предыдущего изложения, точнее было бы сказать: противопоставление Гетеродоксии и Ортодоксии. 3) Универсальная борьба с Психологизмом . Это — верно, только не следует забывать, что антипсихологизм у Джоберти — понятие Отрицательное и исключающее всякий Не католический теизм, ибо, хотя Джоберти говорит: «всякая система, помещающая принцип познаваемого в чем-нибудь, что, собственно говоря, не есть Бог, необходимо психологистична» , тем не менее едва ли он признал бы магометанского Бога принципом всего познаваемого. 4) Последовательно проведенный Онтологизм . Точнее, снова Теологизм. 5) «…всю философию Джоберти можно назвать Философией творческого акта, и универсальный креационизм обозначить как Пятую черту его системы» . Разуметь, под этим нужно, конечно, философию Божественного Творческого акта, иначе возможны недоразумения: можно подумать, что философия Джоберти с какой-нибудь стороны похожа на бергсонианство или динамический спиритуализм, чего на деле нет.