Современная философия

Современная философияПоследняя глава второй части книги Эрна «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии» — самостоятельная глава, в которой подводятся итоги и даются оценки. Правда, сам Эрн определяет задачу этой главы как задачу «не столько критическую, сколько истолковательную» , но, как увидим, «критика» у него есть, хотя и не по отношению к Джоберти.

Пять признаков, по Эрну, характеризуют философию Джоберти. 1) «Исходным пунктом философии Джоберти является субъективно-объективный момент тожества философии и религии» . — Это не вполне точно. Более точная формула Джоберти гласит: «идеальная и католическая наука обнимает философию и теологию, и поэтому она — единственная совершенная дисциплина в порядке рационального познания» . Тогда и признак этот можно было бы формулировать, мне кажется, точнее: Исходным пунктом, как и завершающим, философии Джоберти является его Католицизм. 2) Историко-философское противопоставление Психологизма и Онтологизма . Опять, мне кажется, как видно из предыдущего изложения, точнее было бы сказать: противопоставление Гетеродоксии и Ортодоксии. 3) Универсальная борьба с Психологизмом . Это — верно, только не следует забывать, что антипсихологизм у Джоберти — понятие Отрицательное и исключающее всякий Не католический теизм, ибо, хотя Джоберти говорит: «всякая система, помещающая принцип познаваемого в чем-нибудь, что, собственно говоря, не есть Бог, необходимо психологистична» , тем не менее едва ли он признал бы магометанского Бога принципом всего познаваемого. 4) Последовательно проведенный Онтологизм . Точнее, снова Теологизм. 5) «…всю философию Джоберти можно назвать Философией творческого акта, и универсальный креационизм обозначить как Пятую черту его системы» . Разуметь, под этим нужно, конечно, философию Божественного Творческого акта, иначе возможны недоразумения: можно подумать, что философия Джоберти с какой-нибудь стороны похожа на бергсонианство или динамический спиритуализм, чего на деле нет.

Похожие записи

  • 25.05.2015 Социальное взаимодействие То же mutatis mutandis относится к обществу как организации — социальное взаимодействие должно быть первее динамического, и, если мы не хотим впасть в ошибку психологического […]
  • 13.05.2015 Загадочность разума Говоря о загадочности разума, Вы ссылаетесь на М. И. Карин - ского, который характеризует кантовское учение о разуме как необоснованное, иррациональное. Но Вы забыли, что тот же Каринский […]
  • 10.02.2016 Желание историков философии Вообще говоря, желание историков философии — Целлера, Гирцеля, Наторпа представить учение Исторического Демокрита более цельным и последовательным, понятно. Но Данелия правильно […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.