Созерцание атомов

Созерцание атомовМнение, будто я отвергаю положение, что источник противоречий Демокрита есть теория отображения, могло быть порождено при чтении моей работы тем обстоятельством, что я не согласен с интерпретацией Гарта, который 7Ууыщ Демокрита толковал как род интуитивного созерцания атомов. Я отвергаю эту интерпретацию Гарта только потому, что она, во-первых, совершенно не подтверждена фактическими аргументами и, во-вторых, противоречит вполне бесспорным фактам учения Демокрита, как это указывалось в свое время Дильсом, Лорцингом и Наторпом. В своей работе я подробно рассматриваю факты, которые подтверждают, что атомы были для Демокрита требованием, вытекавшим из необходимости построить научную теорию, устранявшую противоречие чувственных восприятий. Однако, признав, что к атомам Демокрит пришел на основании Denknothwendigkeit, я тем самым не отверг вовсе наличность у него Abbildungstheorie. Ведь отрицать наличность сознания Denknothwendigkeit идейного знания, например, у Лейбница никто не станет. А между тем и Вы говорили мне вчера, что воззрение Лейбница на истинное знание можно подвести под Abbildungstheorie. Правда, монада на имеет окон и все свое содержание она творит из себя, тем не менее на вопрос о том, почему результаты логической деятельности монады могут быть истинны, Лейбниц мог ответить только так: потому что они согласны с объективным мировым порядком, пребывающим вне монады, — согласны вследствие предустановленной гармонии. Таким образом признание положения, что истинное знание осуществляется в процессе логического мышления, не исключает возможности признания положения «истинное знание есть отображение вне знания существующей реальности» . Первое есть положение, касающееся проблемы факта научного знания, второе есть положение, касающееся проблемы права научного знания. Проблему же факта науки я в своей работе достаточно разграничиваю от проблемы права науки. Таким образом, хотя я и не согласился с интерпретацией Гарта, отожествлявшего yvcopri yvr|oir| с созерцанием атомов, тем не менее я этим не подвергал отрицанию наличность у Демокрита представления о знании, как отображении реальности.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Верховное господство «Итак, все содействует в Христианстве тому, чтобы было установлено верховное господство Идеи над душами и над учениями, чтобы в дух было вложено истинно-философское предрасположение и […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 12.05.2015 Первоначальная интуиция Как видит читатель, мы уже вступили на путь гносеологии, и если гносеология Джоберти, действительно, желает быть не католической, а кафолической, — какой ее желает видеть Эрн, — то было бы […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.