Субъект и объект

Субъект и объектСубъект и объект при этом являются понятиями соотносительными, а раз деление содержания сознания на субъект и объект есть результат абстракции. Поэтому, когда материалисты выставляют свою основную гносеологическую посылку: существует только материя, как единственная реальность, они попадают в противоречие с собою, ибо должны тотчас допустить и существование сознания. Мало того, сознание должно быть не менее реально, чем материя, так как в нашем познании одно общее содержание дает начало и объективному и субъективному.

В подтверждение справедливости материализма ссылаются еще на Измерение психических явлений. Действительно, со счастливого почина Вебера и Фехнера современной психофизике удалось достигнуть значительных успехов в деле измерения интенсивности ощущений, а Вундт и его школа пошли еще дальше в измерении скорости умственных процессов. Но ведь, при измерении интенсивности, единицей меры принято считать не какую — либо физическую меру, а тоже ощущение, и именно, минимум его, а измерение скорости психических процессов есть измерение его во времени, тогда как для материалистов в отожествлении материального и психического имело бы значение измерение пространственное.

На этом собственно и заканчивается у профессора Челпанова критика материализма. Остальная часть книги посвящена изложению учения о локализации умственных процессов и истории этого вопроса, а затем изложению и критике так называемого психофизического монизма. Развив основные положения этой теории в их историческом развитии и указав на широкое распространение и популярность ее, автор указывает, что в последнее время она подвергается основательной критике со стороны таких выдающихся ученых, как Зигварт, Джемс, Штумпф. Прежде всего подвергается критике возможность тождества между духом и материей. Затем монизм отвергает факт взаимодействия духа и материи, между тем целый ряд соображений вполне убедительно доказывает возможность его. Вообще, оказывается в высшей степени трудным провести последовательно принцип монизма, и поэтому, по мнению автора, «в настоящее время на вопрос, что можно считать более правильным, монизм или дуализм, следовало бы ответить, что дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм».

Похожие записи

  • 24.05.2015 Противопоставление миросозерцания Я сделал это противопоставление миросозерцания и знания, но не понимаю его, как отношение обратное, или как отношение, пользуясь Вашим образом, Гегеля и Чижика. Скорее это — отношение […]
  • 27.05.2015 Практические следствия Может быть, со стороны теологического онтологизма, каким является философия Джоберти, только последовательно стремиться рассматривать земные дела по образу небесных, но та же […]
  • 26.05.2015 Замечательное завещание Это замечательное завещание великого философа его друзья нашли у постели умершего. Его должен иметь всякий, желающий подойти к решению великих задач социальной жизни не с Предвзятыми […]
Новое на сайте
Галерея
10235 10254 10449 10620 10734

Copyright © 2015. All Rights Reserved.